Борьба с нелегальной свалкой в поселке имени Морозова Ленинградской области. - PR - Public Relations, PR акции, PR кампании, PR технологии, корпоративный PR, отношения с прессой - реклама и маркетинг
07 Июл 2006 Пт 20:25 Борьба с нелегальной свалкой в поселке имени Морозова Ленинградской области.
Борьба с нелегальной свалкой в поселке имени Морозова Ленинградской области.
Эта PR-кампания была начата в 2005 году по просьбе жителей и бизнесменов поселка имени Морозова. Ими же оплачивалась наша работа. В поселке на тот момент горела гигантская нелегальная свалка, а весь поселок был окутан едким дымом. Нужно было закрыть эту свалку и привлечь к судебной ответственности её организаторов. Эта свалка была опасна также и для Санкт-Петербурга, так как фактически находилась на берегу реки Невы в болоте и вредные вещества со свалки успешно стекали в Финский залив. С февраля 2005 года по октябрь этого де года мы активно боролись со свалкой, и только в начале октября она была полностью закрыта, а организаторы привлечены к уголовной ответственности.
Предыстория событий. Около поселка имени Морозова достаточно давно существовал небольшой полигон временного хранения отходов. По идее на него возили отходы из поселка, а потом развозили по свалкам, когда отходов набиралось достаточное количество. Однако год назад он был приватизирован и преобразован в региональную свалку. В результате на него стали возить отходы из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Владельцы свалки заключили договора с предприятиями Петербурга на складирование отходов на этом новом полигоне. А так как их цены были существенно ниже чем у сертифицированных свалок, то их услуга стала ультра популярной.
Следует сразу же обратить внимание на тот факт, что свалка была оформлена, как полигон временного хранения отходов. Никакой свалки в 150 метрах от реки Нева, в 20 метрах от населенного пункта и в километре от Ладожского озера быть не могло. Это санитарно -охранная зона. Однако городские надзорные службы под влиянием чего-то закрывали глаза на растущую гигантскую свалку.
За несколько месяцев небольшая свалка превратилась в гигантскую кучу мусора, с которой едва справлялись бульдозеры. Места для новых отходов на свалке не хватало. Машины выстраивались в очередь на эту дешевую свалку.
Когда куча стала феноменально большой, и возникли проблемы с утрамбовкой мусора, организаторы нелегальной свалки её подожгли. На ней разгорелся огромный страшный пожар. В соседнем поселке имени Морозова на расстоянии пяти метров было ничего не видно. Едкий дым разъедал глаза жителей. Многие из них поступили в больницы с отравлениями. Этой участи подвергся поселок с более чем 13000 жителей, многими из которых были дети.
Попытки потушить свалку оказались бесполезными. Многометровый слой мусора тлел в глубине, а пожарные машины не могли проехать в центр очага возгорания.
Жалобы жителей к властям всех уровней не имели никакого успеха. Местные власти поселка были в доле с владельцами свалки. Причем и мэр поселка Иванов и глава ЖКО поселка Бугров постоянно проживали во Всеволожские и не особо беспокоились по поводу свалки. В правительстве Ленобласти также проигнорировали их жалобы. Звонки жителей на телевидение действительно вызвали несколько репортажей, однако единственным выводом из этих репортажей была необходимость в кратчайшие сроки потушить эту свалку. Никто из журналистов не поднял вопроса о закрытие свалки.
Свалку кое как потушили. Однако через месяц она снова полыхала.
Начало PR-кампании по уничтожению свалки.
Несколько бизнесменов и жителей наняли наше агентство «Духовное Наследие» для борьбы со свалкой. Изучив ситуацию, мы обнаружили, что свалка не законная, так как в этом месте не может существовать свалка в принципе. Однако в российском законодательстве был одни минус. Полигон временного хранения отходов предполагал вывоз и переработку мусора, но в законе не уточнялось сколько времени и в каком состоянии мусор на данном полигоне можно хранить. То есть по закону этот свалочный полигон как бы мог существовать.
Обзвонив все инстанции, которые должны были этим заниматься мы выяснили, что никто ничего предпринимать не планирует. Никого свалка по настоящему серьезно не беспокоила, хотя пора было бить тревогу. Эта экологическая катастрофа угрожала не только поселку имени Морозова с его 13 тысячами жителей, но и Санкт-Петербурга, а также государствам Балтийского моря. Нужно было организовать шокирующую акцию, которая бы привлекла к проблеме внимание властей, прессы и общества.
Было разработано несколько вариантов подобных акций. Но жители не имели огромные бюджеты, чтобы делать все, что они захотят. Нужно было при минимальных деньгах сделать максимальный резонанс. В результате было решено значительной толпе жителей прийти к правительству Ленинградской области и прямо перед входом вывалить мусор со свалки. То есть приблизить свалку к властям. Конечно, мы не хотели вредить городу и пачкать площадь Растрелли. Поэтому прежде чем вываливать мусор, на это место был постелен виниловый ковер, позволяющий избежать загрязнения площади. После акции ковер планировалось убрать вместе с мусором (позже милиция не разрешила нам убрать мусор с площади).
Итак, зимой 50-70 женщин и пожилых людей пришли в условленно время к правительству Ленинградской области. У каждого жителя поселка было по два пакета с мусором. Одновременно с жителями на место приехало где-то шесть телеканалов. Двое молодых людей расстелило виниловый ковер и участники митинга стали сбрасывать на него мусор.
Через минуту напротив правительства Ленинградской области образовалась значительная куча мусора. Еще минут десять жители стояли с плакатами: «Мэра на мусор, Долой свалку в Морозовке, Остановим экологическую катастрофу и др». Однако вокруг них образовалась кольцо милиции и ОМОНа, которые стали их активно разгонять, угрожая дубинками. Ни один представитель правительства Ленобласти к жителям не вышел. Мусор убрать за собой не дали. Журналисты телеканалов бросились брать интервью у жителей. Но проблема состояла в том, что никто из жителей не хотел показывать свое лицо на телеэкране. Поселок маленький, а свалкой заправляют бандиты, способные убить. Дать интервью для жителя означало создать очень большие проблемы себе и своей семье, так как владельцы свалки не посмотрели бы не на что. В результате, ни один житель не рискнул дать персональное интервью. Журналисты были недовольны отсутствием интервью. Однако охотно интервью развал Валентин Сидорин пресс-секретарь правительства Ленинградской области. Он высмеял жителей и заявил, что это вовсе не жители, а «штатные петербургские митинганты». Он двумя руками поддержал свалку, и полил нас насколько это было возможно. Он сказал, что эта свалка необходима поселку, так как иначе некуда будет вывозить собственный поселковый мусор и вывоз мусора в поселке баснословно подорожает (что было ложью).
В тоже время митинг вызвал резонанс и небольшой шок у правительства Ленинградской области. А информации о прошедшей акции расползлась по Интернету и информационным агентствам. Она же была разослана во все правительственные структуры России.
На митинге был задержан один человек – этот тот парень, который вытащил ковер из винила, призванный защищать площадь от загрязнения. Жители милиции были неинтересны. Этого парня держали двое суток, пытаясь узнать организаторов акции. Но он ничего не знал, так как был единственным наемным рабочим на этой акции. Ни один сотрудник агентства в акции не принимал участия, равно как и организацией процесса занимались сами жители. Мы лишь привлекали к акции внимание прессы и общались с прессой и телеканалами по телефону (от лица ИА «Духовное Наследие»)
Впервые об свалке стали говорить, как о не законной. Впервые было сказано, что она находится в природоохранной зоне Ладожского озера и реки Невы и впервые заговорили о возможности загрязнения Финского залива. Относительно Финского залива мы также разослали информации во все посольства государств имеющих выход к Балтийскому морю.
Как покажут дальнейшие событий информация о незаконности свалки и её нахождение в природоохранной зоне и нанесут решающий удар по ней через несколько месяцев. Пока же власти были целиком на стороне свалки.
Процесс сдвинулся с места. На проверку свалки выехала комиссия экологического надзора. Прокуратура начала следствие. Поступило распоряжение из правительства РФ разобраться в этой ситуации и сразу несколько инстанций начали изучать свалку. Однако ближе к лету мы решили подтолкнуть процесс. Мы провели сбор подписей против свалки.
В начале лета после многочисленных писем, акций и других аналогичных процессов, а также по завершению следствия прокуратура через суд закрыла свалку. На какое-то время свалка Действительно перестала работать. Однако потом глава ЖКО Бугров самолично открыл свалку. Он доказал администрации Всеволожского района, что эта свалка необходима поселку для вывоза внутреннего мусора. К тому же на рекультивацию свалки денег не дали.
То есть свалка стала работать снова, правда чуть менее активно. Единственным способом уничтожения свалки оказалась полная смена власти в поселке и к этому уже созрели местные бизнесмены. В сентябре в поселке и всей Ленинградской области должны были пройти выборы органов местного самоуправления. Это не просто выборы муниципального совета по сути это выборы мэра данного поселка.
Главный покровитель свалки глава ЖКО Бугров уже подготовился к этим выборам. Он вступил в Единую Россию и стал главой ячейки Единой России по поселку имени Морозова. Во все избирательные комиссии он посадил сотрудников своего ЖКО. Для поддержки они наняли бритоголовых накачанных парней и их же оформили кандидатами в депутаты.
Выборы проходили в тяжелейших условиях. Мафия, содержащая свалку, путем запугивания и избиений пыталась убедить население голосовать за нужных им кандидатов. Возбуждено пять уголовных дел по этому поводу. Все это время они занимались скупкой избирателей (особенно местных алкоголиков). За три дня до выборов, имея полностью подконтрольные избирательные комиссии, свалочная мафия попыталась осуществить вброс, т.е. заполнить бюллетени за избирателей, фальсифицировав результаты выборов.
Однако за несколько дней до этого мы уже предполагали, что будет производиться вброс на досрочных выборах и обратились во все спец службы России. Оперативные сотрудники этих спец служб приехали в поселок и стали досконально контролировать процесс, установив видео наблюдение на всех участках, внимательно пересчитывая бюллетени и опечатывая их каждый вечер. Вброс на досрочных выборах удалось предотвратить.
За месяц до выборов мы активно атаковали письмами все правительственные инстанции и средства массовой информации. Мы указали, на то, что владельцы свалки полностью игнорируют решение прокуратуры о закрытие свалки. Это вызвало ответную реакцию. На свалку приехали представители прокуратуры и ОМОН. В результате они арестовали свалку, оштрафовали организаторов, а также завели на них уголовные дела. ОМОН стал постоянно дежурить на свалке, не давая сбрасывать туда мусор. Специальная комиссия выехала проверять содержимое отходов на свалке, так как поступила информация о наличие на свалке химически активных отходов. Чтобы помешать работе комиссии владельцы свалки ночью её подожгли. Естественно все происходящие события на свалке в поселке имени Морозова, сопровождались телевизионными репортажами, также репортажами на сайтах информационных агентств и в газетах.
В день выборов жители проголосовали против свалки и Мафии, контролирующей эту свалку. Явка избирателей была существенно выше чем в целом по Ленинградской области. Таким образом были выбраны те, кто активно боролся против свалки все этого время.
Однако владельцы свалки маскировали следы, постоянно поджигая свалку. Мы же со своей стороны делали постоянные звонки на телевидение и рассылали пресс релизы во СМИ, а также письма в правительственные инстанции.
Мы добились того, что пожар на свалке приобрел статус чрезвычайно ситуации и на его тушение были брошены серьезные силы. Пожар был потушен. В ближайшее время свалка будет либо перемещена в бетонный саркофаг, либо весь мусор с неё будет вывезен. Власть в поселке полностью поменяется в соответствии с законом в январе 2006 года. Свалка закрыта навсегда. Мусор из поселка отказались вывозить работники ЖКО, пожотому мусор вывозится на деньги корпорации ХОРС.
Можно сказать, что в результате напряденной полугодовой работу незаконную свалку в поселке имени Морозова удалось закрыть. PR-кампания в значительной мере способствовала этому.