Доля рынка, занимаемая предприятием - Маркетинговые исследования, маркетинговый анализ, рекламные исследования, анализ рынка, мониторинг СМИ - реклама и маркетинг
24 Окт 2006 Вт 11:19 Доля рынка, занимаемая предприятием
Здравствуйте! Очень хотелось бы получить помощь в вопросе определния доли рынка, занимаемой нашим предприятием (занимаемся продажей трубопроката). Какие существуют наиболее реальные и достоверные методы исследования? :)
24 Окт 2006 Вт 12:43 Доля рынка, занимаемая предприятием
Методика примерной оценки доли рынка, занимаемой товаром предприятия На сегодняшний день существует множество различных методик оценки доли рынка, занимаемой товаром предприятия. К сожалению, все они достаточно наукоемки и требуют хороших знаний статистики. Но часто, для принятия руководством компании стратегического решения, точные цифры и не требуются. Бывает необходимо получить только примерную оценку, тенденцию какого-либо изменения. В этом случае применение наукоемких методик, требующих достаточно продолжительного исследования не целесообразно. Разработанная автором и предложенная в данной статье методика дает возможность примерной оценки доли рынка, занимаемой товаром предприятия, и не требует как больших финансовых затрат, так и специальных знаний статистики.
Первым этапом данной методики является анализ населения по уровню доходов и оценка материального положения населения на предмет возможности приобретения товара предприятия. Для этого используют данные (например, Комитета Статистики) по распределению населения по уровню суммарных доходов семьи.
Далее, в зависимости от цены товара, проводится анализ возможности покупки этого товара с точки зрения финансовой состоятельности потребителей (отдельных домохозяйств) каждого ценового сегмента. При проведении анализа учитывают альтернативу возможности покупки конкурентных товаров. Так например, если цена товара не велика, то семья, имеющая высокие доходы, не будет покупать данный товар, если на рынке существует похожий, но более качественный (возможно только в сознании), а следовательно и более дорогой. Выше сказанное, не справедливо для товаров, не имеющих на рынке субститутов, или обладающих неэластичным спросом.
В результате анализа определяем долю потенциальных потребителей (домохозяйств) продукции, в процентах от общего количества семей заданного региона.
Общий объем рынка в определенном ценовом сегменте определяется следующим образом. Для наглядности предположим, что наши расчеты необходимо провести на территории Москвы. По данным Мосгоркомстата, население Москвы составляет 8,5 млн. человек. Умножаем эту цифру на долю потенциальных потребителей (домохозяйств), полученную выше, и делим результат на срок эксплуатации товара (определяется производителем товара). Таким образом, получаем емкость московского рынка (в единицах данного товара в год) в определенном ценовом коридоре. После это, зная собственный годовой объем продаж, не трудно подсчитать долю рынка, занимаемую товаром предприятия.
Необходимо подчеркнуть, что приведенные цифры являются оценочными, а представленный анализ основан на экономических возможностях населения, его экономическом потенциале. Вместе с тем, на решение о покупке товара влияет множество различных факторов, например, политических (в преддверии революции лучше отложить покупку). В этом случае полученные выше среднемесячные нормативы покупок могут накапливаться (отложенный спрос), чтобы реализоваться позже. Сказанное, отчасти объясняет чрезвычайно сильные временные колебания различных товаров массового спроса на рынке, абсолютно не соответствующие колебаниям доходов населения.
И тем не менее, данная методика может быть эффективно использована для примерного расчета доли рынка, занимаемой продукцией многих отечественных компаний, занятых на рынке товаров массового спроса.
24 Окт 2006 Вт 12:45 Доля рынка, занимаемая предприятием
АНАЛИЗ ДОЛИ РЫНКА
Анализ продаж должен быть дополнен анализом долей рынка, так как необходимо знать как обстоят дела у продукции относительно конкурирующих марок, действующих на том же базовом рынке.
Расчёт долей рынка предполагает, что фирма точно определила свой базовый рынок.
Доля рынка может быть рассчитана следующими способами.
1. Доля рынка по объёму - количество проданных изделий, отнесённое к суммарному объёму продаж на базовом рынке.
2. Доля рынка в стоимостном выражении рассчитывается на основе выручки, а не объёма продаж в натуральном значении.
3. Доля обслуживаемого рынка рассчитывается не относительно всего базового рынка, а относительно продаж в сегментах, где работает фирма.
4. Относительная доля рынка сопоставляет продажи фирмы с продажами конкурентов. Если фирма удерживает 30% рынка, три её главных конкурента 20, 15 и 10%, а остальные 25%, то относительная доля рынка будет равна 43% (30/70).
5. Доля рынка относительно лидера определяется сравнением с самым крупным конкурентом. Доля рынка предприятия определяется путём деления его абсолютной доли на долю его ближайшего соперника.
Смысл измерения доли рынка состоит в том, чтобы исключить влияние внешних факторов, которые оказывают одинаковое влияние на все конкурирующие товары, и благодаря этому дать возможность более точно и правильно оценить конкурентную силу каждого из них.
Для проведения анализа данные представляются в виде таблицы .
Таблица
Доля рынка товара (услуги) на базовом рынке
Сегмент А Сегмент В Сегмент С Объём
Объём продаж шт. (руб.) % Объём продаж шт. (руб.) % Объём продаж шт. (руб.) % продаж на базовом рынке %
Собственное предприятие
1-й конкурент
2-й конкурент
3-й конкурент
. . .
Всего 100 100 100 100
Данная таблица составляется для каждого товара (услуги) отдельно.
При анализе доли рынка необходимо учесть следующее:
· Несмотря на рост продаж доля рынка может уменьшиться. Это может быть обусловлено общим улучшением рыночной ситуации и не иметь никакой связи с эффективностью марки товара.
· Оценка доли рынка прямо зависит от выбора базы сравнения, т.е. базового рынка. Необходимо следить, чтобы эта база была той же самой для всех сравниваемых товаров.
· Не всегда внешние факторы оказывают одинаковое влияние на все марки. Отдельные марки могут иметь более выгодную или менее выгодную позицию по отношению к некоторым внешним факторам.
· При вводе на рынок новой марки товара доля каждого конкурента должна упасть даже при отсутствии снижения их эффективности.
· Доли рынка могут колебаться в следствие действия случайных факторов, таких как отдельный крупный заказ.
· Иногда падение доли рынка может быть специально спровоцировано фирмой, например, при отказе от сбытовой сети или от сегмента рынка.
Необходимо следить за динамикой изменения доли рынка на протяжении последних лет. Полученная информация позволит наиболее правильно выбрать стратегию маркетинга относительно товаров и рынков.