Новогодняя реклама: родина Деда Мороза против Санта Клауса - OFF-TOPIC (Базар, Болталка, трёп, оффтопик), юмор в рекламе и маркетинге - реклама и маркетинг
29 Ноя 2006 Ср 13:48 Новогодняя реклама: родина Деда Мороза против Санта Клауса
Новогодняя реклама: родина Деда Мороза против Санта Клауса
Германия и Австрия против Санта-Клауса
Заграничному Деду Морозу явно не повезло с годом. Буквально неделю назад его без колебаний выкинули из рейтинга 15 самых богатых вымышленных персонажей, в котором весь прошлый год он занимал первое место. Но на этом его мытарства не закончились.
До Католического Рождества остался месяц, а это значит, что рынки европейских городов уже ломятся от всевозможных рождественских атрибутов. Крупнейший рождественский рынок Австрии перед зданием городского совета в Вене - не исключение. Здесь в этом году продают все, что только может прийти в голову в качестве рождественского подарка. Кроме... Санта-Клаусов.
Казалось бы, привычный европейский символ Нового года, снежно-седой бородач в красном одеянии, был замечен в городах Австрии и Германии только на плакатах с надписью "Запретить Санту" в перечеркнутой красной окружности. Активисты кампании "Антисанта" настаивают, что этот старикашка был изобретен концерном Coca-Cola и не имеет ничего общего с истинным духом праздника Рождества.
Спикер венского муниципалитета заметил: "Существуют определенные правила, по которым ведется торговля на рождественских рынках, и им обязаны подчиняться все местные лоточники. Если они хотят стоять здесь, то им придется отказаться от продажи изображений Санта-Клауса". Он также язвительно подчеркнул, что "Санта - порождение английского языка и английской культуры. Те, кто хотят его видеть, должны ехать в Америку, где компания Coca-Cola с удовольствием навяжет им этот образ".
Начатое в Вене, "антисантовое" движение мгновенно распространилось по всем рождественским рынкам Австрии и охватило даже Германию, где Св. Николай традиционно считался источником рождественских подарков.
Беттина Шаде из Frankfurter Nicholas Initiative в Германии заявила: "Мы выступаем против материальной подоплеки этого праздника, против лихорадочной погони за подарками и вездесущности бородатого мужика в красном. Все это уводит нас от истинного назначения Рождества".
Активисты движения обеспокоены тем, что христианские корни Рождества, сама история рождения Иисуса, давно отошли на второй план, уступив место коммерческой стороне дела. Священный праздник превратился в очередной повод для стимулирования покупательского спроса и извлечения прибыли, а это совершенно недопустимо. Кроме того, эстетика образа Санта-Клауса, в которого превратился Св. Николай, чужда европейской христианской культуре.
Это мнение западных соседей разделили и в Чехии. В Интернете появился сайт протеста против внедрения зарубежной культуры в чешские национальные традиции. В частности, чехи недовольны использованием образа Санта-Клауса в предрождественских рекламных роликах, на поздравительных открытках и в детских книжках. Ведь традиционно чешским рождественским персонажем является Йежишек, то есть маленький Иисус Христос.
29 Ноя 2006 Ср 13:49 Дед Мороз и Санта Клаус в рекламе
Российскому Деду Морозу подправят внешность
Вологодские чиновники, в чьей юрисдикции находится резиденция российского Деда Мороза, выступили с предложением унифицировать его облик. Они утверждают, что в последнее время дедушка приобретает все более заморский вид, а это никуда не годится. Как говорится, Санта Сантой, а у нашего Деда должно быть свое лицо.
По мнению чиновников, необходимо составить детальное описание не только внешности, но и характера Деда Мороза. После завершения работы местные власти планируют обратиться к российским производителям игрушек с просьбой придерживаться выработанного стандарта.
Между тем из той же Вологды поступило еще одно предложение - построить Деду Морозу новый домик, причем не где-нибудь, а в Лапландии, по соседству с резиденцией Санта-Клауса. Видимо, вологодские власти считают, что так двух бородачей будет легче сравнить и найти бесспорные отличия для рекомендаций сувенирщикам. А может, российский символ просто поддался последней моде на покупку недвижимости за рубежом.
Кстати, если все пойдет согласно этим новым планам, по количеству резиденций русский Дед будет скорее напоминать какого-нибудь восточного султана. Кроме уже имеющихся жилищ в Великом Устюге и Москве и планируемого в Лапландии, полным ходом идет строительство "домика Деда Мороза" в Красноярске. Там дед Мороз будет принимать гостей в Сказочном лесу, оформление которого практически готово: вдоль дорожек проложена подсветка, расставлены сказочные фигуры. Чуть позже по лесу развесят ткани с изображением персонажей пушкинских сказок. А главной достопримечательностью резиденции станут настоящие северные олени, подаренные Красноярску Эвенкией на День города. Сам Дед Мороз расположится в одном из нескольких чумов, которые специально установили к празднику. Сказочный лес откроется 2 декабря.
05 Дек 2006 Вт 19:41 Дед Мороз и Санта Клаус в рекламе
Немецкие дети не останутся без Рождественского деда
Если бы детям в Германии рассказали, что пишут про их рождественского героя российские СМИ, они бы сильно огорчились. Санта-Клауса запретили - кричат заголовки в Сети. Не бойтесь, дети! Взрослые тоже ошибаются...
Приближаются рождественские и новогодние праздники, и дети разных стран и народов томятся в радостном ожидании. Какие сюрпризы на сей раз принесет им бородатый добряк с палкой в руке, тот, что сбрасывает подарки через каминную трубу или кладет их под елку, а в свободное время ходит по улицам и веселит детей, интересуется, хорошо ли они себя вели, гладит по голове и просит рассказать стишок... Сказочный ритуал повторяется из года в год, и горят счастьем детские глаза, сейчас, как и двадцать, и пятьдесят, и сто лет назад.
Полезная неразбериха
Немецкие дети тоже твердо верят в сказку, которую им на Рождество дарит Николаус. Или Санта-Клаус - в современной традиции две фигуры практически слились в одну - "Рождественского деда" (Weihnachtsmann). Теперь уж мало кто помнит, в чем разница между почитаемым церковью Святым Николаусом, и Санта-Клаусом - американским вариантом Деда Мороза, придуманным в начале прошлого века для рекламы "Кока-Колы" в традиционных для популярнейшего напитка красно-белых цветах. Святой Николаус приносит подарки немецким детям 6 декабря. 24 декабря он возвращается, но уже как Рождественский дед. А детям от этой неразберихи только польза - подарки-то они получают два раза!
Разумеется, Николаус придет и в этом году к каждому немецкому ребенку. Встретит на улице и подарит леденец, будет улыбаться с витрин и шоколадных оберток, подмигивать с горящей огнями елки и медленно таять, растекаясь крашенными парафиновыми лужицами. Что бы о нем не писали под заголовками типа "Санта-Клауса попросили уйти" (радио "Маяк") или "Немцы выслали Санта-Клауса в Америку" (REGNUM). Суть сообщений такова: в Германии и Австрии была объявлена настоящая война Николаусу, вплоть до официального запрета на его изображение.
Добро пожаловать, или Николаусу вход воспрещен
Подождите, давайте все-таки разберемся, что есть правда, а что - притянутая за уши сенсация.
Во-первых, на венском рождественском базаре действительно не встретишь Николауса. Ему на смену пришел младенец Христос (Christkind). Он, говорится в пресс-релизе венской мэрии на сайте ots.at, впервые стал центральной фигурой на рождественском базаре два года назад "как отдающий дань традиции контрапункт Рождественскому деду, ориентированному скорее на потребление". Венский рождественский базар и называется в честь младенца Христа "Кристкиндлмаркт" (Cristkindlmarkt). На нем, пишет wien.orf.at, в 2006 году "как всегда, две вещи являются табу: Санта-Клаус, то есть Рождественский дед, и игрушечное оружие".
Правда, младенец Христос, веселящий детей и раздающий подарки - не венское нововведение. Традиция эта восходит к Реформации. Начало ей положил Мартин Лютер, посчитав, что младенец Христос в протестантском варианте праздничной церемонии будет достойным противовесом католическому святому. Теперь равноправно сосуществуют обе традиции - каждая в своем регионе.
И еще одно уточнение: Николаусу в Вене вход воспрещен только на рождественский базар. То, что в детских садах столицы Австрии решили больше не устраивать праздники с его участием, неверно. С официальным опровержением выступила мэрия города.
Куда смотрел Николаус?
Что же касается официального запрета на Николауса в Германии, такового нет и в помине. В ответ на вопрос DW-WORLD.DE "А правда, что Рождественского деда запретили?" изумленная сотрудница кельнской мэрии долго молчала в телефонную трубку. Ни о каком запрете она не слышала, только и смогла сказать наша собеседница, выслушав разъяснения корреспондента редакции, что же послужило поводом для звонка.
На чем же основываются сообщения о якобы преследуемом в Германии Санта-Клаусе? Факты таковы. В некоторых магазинах сети Rossmann в Германии были изъяты фигурки деревянного Николауса, сообщает Bild.de. Некоторые покупатели увидели в позе Николауса, который стоит с высоко поднятой правой рукой, сходство с приветствием нацистов, и обратились к фирме с жалобами. После этого руководство Rossmann приняло решение изъять изделия из продажи. Но в других магазинах, например, в торговом центре в городе Лар в Баден-Вюртемберге, по-прежнему продают эти деревянные фигурки. В розничную продажу игрушки попали через фирму Haymann, которая считает странным, что "Николауса, указывающего в небо, связывают с гитлеровским приветствием". Одним словом, данная история к спору между сторонниками и противниками Санта-Клауса никакого отношения не имеет.
Николаусу предлагают переодеться
Но противники Рождественского деда в Германии действительно есть. Они предлагают вернуться к традиции Святого Николауса в ее первоначальном варианте, "очищенном" от влияния "made in USA" Санта-Клауса.
Организация помощи католической диаспоре имени святого Бонифация, например, уже не один год проводит акцию под названием "Зона, свободная от Рождественского деда". Есть немало католиков, которые считают, что современный Николаус является фигурой исключительно развлекательной и коммерческой, в то время как Святой Николаус напоминает об истинных христианских ценностях.
К бойкоту присоединилось и общественное объединение во Франкфурте-на-Майне под названием "Инициатива в поддержку Николауса" (Nikolausinitiative). На интернет-сайте франкфуртских активистов можно найти инструкцию, как переделать шоколадного Рождественского деда в "настоящего Николауса". Желающие могут приобрести в объединении необходимые для этого бумажные принадлежности: митру, епископский жезл и Библию. Остается вырезать их, раскрасить и наклеить на обертку шоколадной фигурки.
Жительница баварского города Остерхофен Сильвия Энгльбергер резать-клеить не стала. Зато скупила последнюю партию шоколадных Николаусов в епископском одеянии у австрийского производителя Hauswirth, пишет Passauer neue Presse. Сотню фигурок Сильвия Энгльбергер решила подарить детям после воскресной мессы, чтобы "они подержали в руках настоящего Николауса". Но на этом поборница католического святого не остановилась, а обратилась в местный супермаркет REWE. Ей удалось убедить дирекцию включить в сортимент магазина шоколадного епископа, так что с 2007 года в баварских филиалах этой торговой сети появятся Николаусы с миртой, епископским жезлом и Библией. Выглядит такой строгий Николаус ничуть не хуже Санта-Клауса в смешном колпаке. Только вот на оленях он, наверное, ездить не будет, а в камин - и подавно не полезет.
28 Дек 2006 Чт 02:14 Новогодняя реклама: родина Деда Мороза против Санта Клауса
Австрия, Германия, Нидерланды и Чехия объединились в борьбе с коммерческим Сантой, которого породили Соединенные Штаты.
Несколько чешских рекламных агентств призывают людей вспомнить о светлом образе малыша Иисуса, который традиционно символизировал Рождество, и гнать прочь американского деда, который отвлекает от самой сути праздника.
Дескать, Санта-Клауса выдумала одна из компаний ради рекламы своей продукции. Поэтому европейские католики уверяют, что он больше ассоциируется с беготней по магазинам, чем с чистым праздником рождения сына божьего.