Рекламный текст - анализ текста рекламы: методика анализа рекламного текста - Объявления: Поиск идей для рекламы. Копирайтинг, креатив, слоганы, названия - реклама и маркетинг
01 Окт 2005 Сб 17:44 Рекламный текст - анализ текста рекламы: методика анализа рекламного текста
Рекламные тексты - анализ текста рекламы: методика анализа рекламного текста
Алгоритм анализа текста рекламного сообщения.
Его необходимо проводить как в одиночестве, так и в присутствии коллег и просто знакомых, обладающих даром литературной критики. Более трех человек не могут адекватно взаимодействовать при анализе текста.
При анализе уже готового текста все спонтанно появляющиеся варианты замены и перестановки слов и фрагментов необходимо фиксировать и откладывать в сторону без придирчивого рассмотрения, так как они могут оказаться полезными в дальнейшем (как при доработке исследуемого текста, так и в составлении текстов будущих рекламных сообщений).
Фактически, исследование готового текста тождественно (в психологическом плане) "мозговому штурму", а потому этапы порождения и критики важно разделять.
Клиент.
Как учтены его психосоциальные особенности в тексте?
Актуально ли предложение для предлагаемого адресата?
Не фиксируется ли внимание на негативном положении клиента?
Нет ли в предложении излишнего умничания?
Сделан ли мягкий комплимент потребителю?
Каковы возможные ассоциации клиента в связи с разными отделами текста?
Предусматривается ли доверительный диалог или отдается приказ?
Даются ли ответы на теоретически возможные спонтанные вопросы?
Что нужно запомнить потребителю и сможет ли он это сделать?
Эффективно ли клиент направляется к действию и насколько ясно описана сама траектория его движения к товару? Найдет ли он то, что ищет, используя лишь наши указания?
Стилистика.
Достигнут ли в тексте композиционный и ритмический баланс?
Не тяжело ли просто прочитывать текст? Не труден ли он для слуха?
Достаточно ли в сообщении фактов и ясно ли они расцвечены?
Нельзя ли заменить отвлеченные понятия на чувственно воспринимаемые?
Нельзя ли заменить вопросы и отрицания на императивы и утверждения?
Не слишком ли силен наставительный и директивный момент?
Привлекается ли внимание обращением-девизом?
Насколько текст в общем образен и ассоциативно богат?
Достаточно ли смелости и оригинальности в тексте? Не стоит ли добавить что-либо эксцентричное и будоражащее воображение?
Нет ли излишеств в стремление сделать текст оригинальным и ярким?
Вызывает ли сообщение воодушевление и энтузиазм у потребителя?
Постараться переключить внимание с товара на получаемую от наго пользу.
Вызывает ли сообщение любопытство и интерес у тех, кому товар безразличен?
Акценты.
Четок и ясен ли девиз в тексте и связан ли он с текстом в целом?
Достаточно ли четко показана сама фирма, акцентированы ли ее преимущества перед другими, вообще привлекателен ли ее текстовый образ?
Насколько ярко акцентирован сам товар, выгода от него и движение к товару?
Понятны ли главные коммерческие аргументы, сможет ли потребитель понять, что именно в товаре ценно для него самого, выделит ли он главное в тексте?
Нет ли излишних повторений?
Насколько заголовок соответствует рекламному тексту? Нет ли рассогласований и противоречий? Не стоит ли заголовок совершенно особняком?
Не мешают ли отдельные акценты(товар, фирма, выгода) друг другу?
Ловушки.
Насколько текст уязвим для недоброжелательной критики?
Тесно ли увязаны сообщения и образ (нет ли рассогласования между содержанием текста и фактурой изображения и звука)?
Нет ли в тексте двусмысленностей и неясностей?
Насколько благозвучен текст? Не вызывает ли он негативных ассоциаций?
Нет ли столкновения с конкурентами? Позитивно ли сообщение?
Достаточно ли текст правдив и благопристоен? Не отпугнет ли резкость и прямота выражений чувствительного, респектабельного потребителя?
Возможно ли изобрести иронические и пародийные аналоги тексту?
Кристаллизация текста.
Не велик ли текст по объему? Нельзя ли сократить фразы и разделы?
Возможна ли замена синонимов и освобождение от калькированных слов?
Нет ли лишних прилагательных и междометий? Нельзя ли сократить глаголы и достичь стилистического акцентирования высказываний?
Четкими ли ожидаются ассоциативные образы, вызываемые разделами текста и отдельными фразами? Нельзя ли способствовать их большей кристаллизации и выделению из ряда сходных?
Насколько текст привлекателен художественно? Не превратится ли он в бытовое объявление?
Четко ли сказано потребителю о том, что и как ему следует делать? Сможет ли он реально запомнить сообщения в порядке действий? Не стоит ли усилить императивное программирование порядка необходимых действий
К. В.Сельчонок "Загадка чарующего образа." Минск, 1994.