Форум Маркетинг и реклама - форум маркетологов, рекламистов, продавцов 

Конструкты и когнитивный диссонанс - Экономическая психология: поведение потребителей, психология рекламы и психология продаж - реклама и маркетинг
 РегистрацияРегистрация   ВходВход 
У вас есть вопрос по маркетингу и рекламе? Задайте его здесь и вам ответят.
Вы уже всё и так знаете? Помогите тем, кто знает пока не всё. Правила форума Сделать стартовой Добавить в избранное

рекламное агентство Реклама SU: контекстная реклама на Яндексе по цене Яндекса, продвижение сайтов (оплата по результату)

Русская виртуальная клавиатура на keyboard.su. Много других языков и перевод транслита.
Конструкты и когнитивный диссонанс

 
   Список форумов Маркетинг и реклама -> Экономическая психология: поведение потребителей, психология рекламы и психология продаж
Форум Раскрутка сайтов  
Автор Сообщение
Николай ПопковОффлайн
Admin
Аватара

Зарегистрирован: 04.08.2005
Всего сообщений: 977
Откуда: Волгоград
Возраст: 57
Пол: Мужской
01 Окт 2005 Сб 18:24   Конструкты и когнитивный диссонанс

Психология персональных конструктов и когнитивный диссонанс

Введение в психологию персональных конструктов простыми словами Лены Куликовой

Конструкты


Конструкт - это палка о двух концах, служащая инструментом восприятия.
"добрый-злой" - конструкт. Он имеет два полюса "и". Конструкты у каждого свои.
Конструкт дает возможность отражать определенную сторону реальности. "умный-глупый"

Два конструкта дают возможность отражать одновременно две стороны реальности.
"умный-глупый"
"сильный-слабый"

Три конструкта дают возможность отражать одновременно три стороны реальности.
"умный-глупый"
"сильный-слабый"
"добрый-злой"


Чем больше конструктов, тем больше сторон реальности одновременно человек может воспринять. Кто имеет много конструктов - когнитивно cложный. Кто имеет мало конструктов - когнитивно простой.


Образ мира


Система конструктов отдельно взятой личности - это ее "Образ мира". Сколько людей, столько и "образов мира". Когнитивное сходство - похожесть образов мира у разных людей. Это значит, что некоторые конструкты у них совпадают.
"Я не понимаю о чем ты говоришь" в переводе обозначает - "Ты можешь рассказать мне, какой он умный". Но если у меня нет конструкта "умный-глупый", я не пойму о чем ты. Сильный-слабый - понимаю, добрый-злой - понимаю, умный-глупый - ничего не понимаю.
Сходство интересов и сходство конструктов - не одно и то же. Интерес - это объект. (Мы любим футбол. Мы любим балет). Конструкт - это способ восприятия (как мы любим футбол или балет)
· Я люблю футбол, ты любишь футбол, но если у нас разные конструкты, нам не о чем говорить.
· Я люблю балет, ты любишь футбол, но если мы делаем это сходным образом, мы друг друга поймем.

Анекдот в тему:
Встречаются два мужика.
-Я машину купил.
- А какого цвета?
- Ну представь себе цвет красивого заходящего солнца. Представил?
- Представил.
- Вот и она такая, только зеленая.


Откуда берутся конструкты


Конструкты берутся из жизненного опыта. Новый конструкт не появится, пока хватает старых, чтобы воспринять этот мир. Если в этом мире мы встречаем нечто, что ни в какие рамки наших конструктов не вмещается, мы либо игнорируем эту реальность (отказываемся от нового опыта), либо обзаводимся новым конструктом, позволяющим это нечто воспринять.

Он умный, он добрый. Мы его просим помочь сделать срочную работу.
Он умный - он сообразит как. Он - добрый - согласится помочь. А он не помог, потому что опоздал.

Мы его просим помочь по тем же причинам. А он не помог - что-то с чем-то перепутал и забыл.

А вот этот помог. Почему? Умные и добрые все, а этот, как выяснилось, еще и организованный.

Мы не сразу сформировали этот конструкт "организованный-разгильдяй" Две попытки игнорирования этого нового знания о людях привели к неуспеху. На третий раз мы дали ход новому знанию: люди бывают еще вот такими. Конструкт сформирован.



Склейка



Мы воспринимаем людей своими конструктами: он умный (конструкт "умный-глупый"), он сильный (конструкт"сильный-слабый")

Если мы встретим по жизни несколько людей с таким сочетанием качеств, мы можем прийти в выводу: все умные-сильные, все слабые-глупые

Сделав однажды такой вывод, мы уже не будем проверять оба конструкта. Достаточно увидеть в человеке ум, мы делаем вывод о наличии силы. И наоборот, сила есть - ума не надо показывать, он автоматически приписывается.

Проще говоря, у нас сформировалась склейка конструктов.
Было: "умный-глупый" "сильный слабый"
стало: "умный, сильный-глупый, слабый"


Склейки есть у всех. Какие они - зависит от субъективного опыта каждого. Сколько их - зависит от когнитивной сложности. Тот, у кого склеек меньше - сложный. Тот, у кого их больше - простой. Бывают склейки из двух, трех, четырех, пяти, шести и т.д. конструктов.
У простых все просто: умный - значит сильный, добрый, честный, рыжий, ленивый...


Гипотезы


Восприятие - это исследование мира. Конструкт - это гипотеза. Если у нас есть конструкт "добрый-злой", это значит, у нас есть гипотеза: люди бывают добрые или злые. Восприятие - это процесс, подтверждения гипотезы.

Склейка конструктов - это гипотеза причинно-следственного характера.
"Мужики-сволочи" - это склейка двух конструктов : "мужик - не мужик (баба, ребенок, переодетое животное...), "cволочь - хороший человек"

Склеивая их, мы формируем гипотезу: если ты мужик, значит ты сволочь. И теперь восприятие мужика - это процесс подтверждения нашей гипотезы. Чем чаще подтверждается гипотеза, тем она крепче. А если мужик окажется не сволочью? Гипотеза не подтвердилась. Что происходит в этом случае - в главе "Когнитивный диссонанс".



Когнитивный диссонанс-I


Допустим, что в течение жизни у вас приобрелось знание "бабы дуры". Это ни что иное, как склейка двух конструктов: "бабы - не бабы (мужики, дети, домашние животные)" "дуры - умные". Теперь, встречая бабу, мы уже знаем - дура. Дура, потому что баба и уже не будем мерить ей интеллект.

Представьте такую историю. Вы встречаете БАБУ, даже не задумываясь воспринимаете ее как ДУРУ (потому что для вас это одно и то же), а она, не будь дура, говорит что-то умное, полезное и по теме.

Первая реакция - так не бывает. И вторая тоже. У вас состояние недоумения и задумчивости. Такое расхождение ожидаемого и реальности называется когнитивный диссонанс. Система конструктов требует изменений.


В диссонансе долго жить нельзя - психика не выдержит. Мы и не живем ( в норме). Когнитивная система активно ищет выходы и диссонанса. Их несколько.

Выход первый:Расклейка конструктов
Было: "бабы, дуры - не бабы, умные"
Стало: "бабы-не бабы","умные - не умные"
Теперь "ум" от "бабы" не зависит. Может баба быть дурой, может баба быть умной, может "не баба" быть умной, может не баба быть дурой.

Выход второй: Переключение полюсов.
Склейка остается, но один из конструктов меняется полюсами. Было: "бабы, дуры - не бабы, умные". Стало: "бабы, умные - не бабы, дуры"
Теперь все бабы - умные, а все, кто не бабы - дураки.

Выход третий. Искажение событий
- Бабы были дурами, и дурами останутся. А Все что она сказала умного - на самом деле очень большая глупость.· Сказала-то она умнО. Дык, и не баба вовсе то была, а переодетый мужчина (ребенок, домашнее животное...)
Так и склейку сохраним, и из диссонанса выйдем

http://uchcom.botik.ru/educ/PSYCHOLOGY/Library/Kulikova/kulikova.ru .html
Вернуться к началу
View user's profile Посетить сайт автора 
Показать сообщения:   
Про интернет-рекламу пишем не здесь, а на форуме Раскрутка сайта
русский транслит

Куплю рекламу на вашем сайте.
Ремонт фотоаппаратов в Москве

| волчат: форум и чат, знакомства - чат знакомств и другие чаты | my ip или мой ip |

Rambler's Top100

Powered by phpBB ©