12 Дек 2006 Вт 11:31 Новые знаки символы в дизайне
Новые знаки символы в дизайне
Новые изобразительные символы могут появляться в языке и закрепляться в нем таким же образом, каким они приходят в разговорный язык.
Новые знаки образуются по тем же принципам, что и новые слова. Поэтому элементарные лингвистические приемы - подражание, заимствование, сложение основ и многозначность - полезны и в графическом дизайне, особенно когда вы хотите получить простой и доходчивый знак. Основы восприятия заложила сама природа, поэтому одни и те же приемы работают в лингвистике и дизайне. Вот четыре примера.
-Формоподражание. Ребенок осваивает мир, знакомится с предметами и закрепляет за ними примитивные названия. Курицу называет "ко-ко", собаку - "гав-гав". В мире взрослого дизайна формоподражание незаменимо там, где информация должна считываться быстро и однозначно: торговая вывеска, этикетка недорогого товара, логотип массового журнала. Потребителю подобной продукции просто некогда задумываться. Приглядитесь: на улице нередко мелькает надпись "шиномонтаж", где вместо буквы "о" поставлено настоящее колесо, или надпись "инструменты" с изображением молотка вместо буквы "т". Что вижу, то пою. Такие работы если и хромают по части профессионального исполнения, зато безошибочно считываются.
-Многозначность. Примеров вокруг множество, и самый простой из них - знак "+". В математике он обозначает функцию сложения, а зеленый крестик на здании говорит нам о том, что это аптека. На батарейках, которые не продают в аптеках, плюс обозначает положительный полюс, в названиях марок вроде "Би плюс" - льготный тариф либо широту ассортимента (база данных "Консультант Плюс", радио "Европа плюс"). Смысл знака мы прочитываем по контексту.
-Заимствование. Частный случай многозначности. Хороший принцип, ничего нового рисовать не надо, остается только переосмыслить общепринятые варианты. Когда-то в отечественном дизайне (вернее, в промграфике) было принято строить эмблемы на основе элементов национальных орнаментов. Эти символы несут в себе детали русских прялок, петушков, народных игрушек. Еще один пример - знак фирмы Indesit. В основу положен формоподражательный рисунок поворотного выключателя. Этот значок распространился благодаря внедрению в нашу жизнь электробытовой техники. Потом он стал общеизвестным, превратился в пиктограммку "включить-выключить". Как только знак стал общеупотребительным, можно вырывать его из привычного контекста и мастерить новый символ. Осталось только добавить к сложившейся графике маленький кружок, превращающий палочку в букву I.
-Сложение основ. Цивилизация стремительно развивается. Люди не успевают придумывать новые слова для обозначения изобретений. На помощь приходит синтез: паровоз, самолет, пароход. В лингвистике такой принцип называется "сложение основ". Это эффективно и в графическом дизайне. Складываемые знаки могут относиться к одной знаковой системе - например, два пиктографических изображения, а могут быть привнесены из разных знаковых систем - например, буква и символ (как в случае со знаком Indesit). Но в любом случае синтезированный знак должен считываться как единое целое.
Знаки, как люди, могут расти. Их взросление происходит вместе со взрослением брендов. Сравните старый и новый знаки "Билайна". От пиктографической пчелки осталось только полосатое брюшко. Взрослеет, матереет бизнес - взрослеют и знаки.