Ford Ka отрезает кошке голову люком, хозяин вытирает собакой птичий помет со стекла своей Opel Astra, а затем выбрасывает несчастного "шарика" в кусты, неожиданно открывшийся капот сбивает пролетающего над автомобилем голубя – все это не описание нового фильма ужасов или домашнего видео члена общества ненавистников животных, а реклама автомобилей.
В последние годы появилось множество скандальных рекламных роликов автомобилей, снятых на грани фола. Эти ролики не увидишь по телевизору, и они никогда не прервут любимый фильм на рекламную паузу, но ты все равно посмотришь их, потому что ссылку на очередной подобный шедевр тебе в интернете пришлют друзья. Скандальные, смешные, пошлые и жестокие – эти рекламы разносятся по сети со скоростью нового анекдота и в итоге без всяких затрат на размещение в эфире собирают огромную аудиторию.
Этот феномен называется вирусная реклама. Ролики, обычно довольно рискованного содержания, размещаются в интернете, а затем распространяются от пользователя к пользователю не хуже какого-нибудь вируса – через ICQ, электронную почту или форумы.
В итоге люди смотрят, смеются, обсуждают увиденное в курилке, а потом, когда приходит пора покупать машину, идут в салон и выкладывают "нажитое непосильным трудом" за героя одного из этих роликов-приколов.Сейчас уже трудно сказать, кто первым из автопроизводителей забросил в интернет такую "удочку". Но первый скандал разгорелся вокруг рекламы Ford SportKa.
Спортивная модификация малолитражки, которую в ролике называли "злым близнецом Ка", оправдывала свое название на все сто, превратив внешне вполне мирный район в настоящее кладбище домашних животных. Машина ловко сбивала пролетающего над ней голубя, резко открыв крышку капота, и коварно заманивала кошку, призывно открыв люк.
Стоило любопытному животному заглянуть внутрь, как люк срабатывал не хуже гильотины. В общем, мрак и ужас.
Два года назад из-за этих роликов разгорелся такой скандал, что компании Ford пришлось официально объявить, что во всем виновато рекламное агентство Ogilvy & Mather, без их согласия выпустившее в свет рекламу, которую сам автопроизводитель забраковал. В итоге, чтобы смягчить гнев разбушевавшихся "зеленых", председателю совета директоров Ogilvy & Mather Майку Уолшу пришлось бесплатно сотрудничать с Обществом защиты кошек. Всех поспешили уверить, что кошка на самом деле была цифровая, а голубь – марионеточным.
Чтобы не злить защитников животных, в Mazda пошли другим путем. В рекламной кампании родстера Mazda MX-5 машина наказывала неправильно обращавшихся с ней людей. В одном ролике она била крышей по голове парня, испачкавшего сиденье мороженным, а в другом – сбрасывала с капота красотку, попытавшуюся там прилечь. В Америке эта реклама была запрещена к показу из-за излишней сексуальности.
Но дальше всех пошел Volkswagen в рекламе Polo. За рулем миниатюрного Polo в ролике оказался террорист-смертник. Правда, жертвой теракта стал только сам злоумышленник – бомба взорвалась внутри машины, но Polo оказался настолько крепким, что не пострадал ни его экстерьер, ни люди вокруг. Немецкий автогигант открещивался от этого творения, утверждая, что ролик был создан без ведома VW.
Впрочем, в деле вирусной рекламы Volkswagen и так впереди планеты всей – они даже получили в этом году приз за одну из своих подобных рекламных кампаний.
На фестивале "Каннские львы" в номинации Cyber Lions был отмечен их сайт www.vwfeatures.com, на котором можно собрать свой личный Golf GTI, а потом совершить на нем пробную поездку. Во время поездки существо по имени fast, похожее на нечто вроде помеси колобка с кроликом-мутантом, с заднего сиденья требует гнать, забыв обо всем, и дает прочие вредные советы. Кстати, сувенирные куклы в виде этого самого fast, вручавшиеся первым 17 000 покупателей GTI, благодаря этой рекламе приобрели такую популярность, что их цена на интернет-аукицоне eBay достигала 800 долларов.
Была у Golf GTI и еще одна рекламная кампания. В нескольких роликах, снятых как пародия на передачу "Тачка на прокачку", вместо традиционных афроамериканских ведущих-рэперов на экране появлялся немец в белом халате. Он проводил сравнение типичных стритрейсерских монстров со скромным с виду GTI. В конце каждого такого сюжета машина с "колхозным" тюнингом уничтожалась разными способами, а ведущий, изображая распальцовкой эмблему VW, говорил, что Golf уже прошел тюнинг в Германии. Заканчивал он каждый раз фразой "German Engineering in da House!"
Один из последних примеров вирусной рекламы – ролики, созданные по заказу DaimlerChrysler. В них применен новый ход: в интернете разместили якобы "нецензурированные" версии вполне пристойных рекламных клипов. В каждом ролике японский автомобиль рядового американца "тайком" подменяется аналогичной моделью Chrysler, Dodge или Jeep.
Помимо новой машины, владельца ожидает еще один бонус от американо-немецкого концерна: жена получает нового, более опрятного и представительного мужа, муж вместо жены – "горячую" фотомодель, скибордист вместо пары унылых парней оказывается в компании "зайчиков" из "Плейбоя".
В "отредактированной" версии герои роликов лишь бегло окидывают взглядом новоприобретенное имущество и скромно говорят "О, спасибо, Крайслер" ("Додж", "Джип"). Без цензуры достоинства замены от DaimlerChrysler показывают более подробно. Так, фотомодель Изабелла, на которую невзрачному клерку заменили его жену, с которой тот прожил в браке 20 лет, через некоторое время начинает метаться в кресле с оргазмическими стонами, требуя от водителя "притопить".
Ролики DaimlerChrysler "без купюр" некоторое время активно "ходили" в Интернете, но с недавних пор желающих посмотреть их на ресурсе YouTube ожидает разочарование. На их месте появилась надпись, сообщающая, что "Видео было удалено по требованию владельца всех прав на него – концерна DaimlerChrysler. Ролик использовался без разрешения концерна".