"Цель оправдывает средства!". В сфере продаж этот лозунг всегда актуален. Ничто не смущает и не останавливает жаждущих наживы рекламораспространителей. Они и в дни траура готовы "кричать", что "Серега – лопух!" и "ОхрЮненный Новый год!" на подходе.
На состоявшемся 25 декабря заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) были рассмотрены следующие вопросы: оценка требования Федерального закона "О рекламе" не допускать распространение рекламы в дни траура; объявленные в Российской Федерации, реклама с использованием выражения "Санек (Андрюха, Серега) – лопух! Купил дороже" и реклама с использованием выражения "ОхрЮненный Новый год!".
В соответствии с Федеральным законом "О рекламе" в телепрограммах и телепередачах, а также радиопрограммах и радиопередачах распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации, не допускается.
Однако не все рекламораспространители соблюдают нормы закона, как, например, это было в день траура по погибшим 9 июля 2006 года в авиакатастрофе в Иркутске.
Арбитражный суд г. Москвы подтвердил законность двух постановлений о наложении штрафа Ульяновского УФАС России. Данными постановлениями ЗАО "Телеканал 2х2 на Волге" (г. Москва) было оштрафовано управлением на 80 000 рублей по ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, поскольку ульяновским филиалом общества на телеканале "СТС – 2х2" в день траура 10 июля 2006 года транслировались реклама.
Представители телеканалов, в свою очередь, утверждают, что тщательно следят за соблюдением законодательства, а замеченную в их эфире рекламу в день траура называют случайностью или ссылаются на отсутствие технической возможности соблюдения требований.
Если вырезать рекламные ролики из сетки вещания на федеральном уровне еще можно, то что делать с product placement и спонсорской рекламой? К тому же, есть вероятность, что центральные каналы могут вовремя не узнать об объявленном трауре в каком-либо регионе.
Но ФАС неумолим, было решено считать неправомерным трансляцию рекламных блоков в телепрограммах и телепередачах в дни траура, как на общенациональном так и на региональном уровне, если у каналов имеется техническая возможность снять рекламу. По поводу технической невозможности снятия рекламы будет назначаться комиссия, но...
Следующим на повестке дня был вопрос о рекламной кампании "Техносилы".
Как же понимать в контексте рекламы фразу "Серега - лопух! Купил дороже!"? Относится ли слоган к непристойным, оскорбительным, бранным, унизительным сравнениям и выражениям? Или его можно классифицировать по другой статье: "реклама не должна: формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц"?
Президент "ИМА-пресс-СПб", вице-президент АКАР Сергей Пилатов обиженно ворчал и активно доказывал, что реклама эта очень даже оскорбительная и унизительная.
Лексическое значение слова "лопух", зафиксированное в толковых словарях русского языка, и речевая практика его употребления в современной русской речи: лопух – глупый, наивный человек, простак. Слово относится к числу разговорных, употребляемых всеми, включая владеющих литературной нормой.
При этом слово не несет резко отрицательной оценки или грубо-вульгарной экспрессии. "Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем, при нем. Как слышно?" (Операция "Ы" и другие приключения Шурика.), "Он думает, что я тут корячусь из-за любви… Ну и что, что профессор!.. Профессор – лопух!" (сериал "Ускоренная помощь"-2: "Лики любви"). Аналогично употребление лексемы в другой крылатой фразе: "Лопух! Такого возьмем без шума и пыли!" ("Бриллиантовая рука").
Ни в одном словаре слово "лопух" не имеет пометки "грубое", "вульгарное", "бранное". Оно относится к числу общеупотребимых слов русского языка и не содержит унизительных или оскорбительных сравнений или оценок.
Слоган "Серега - лопух! Купил дороже" понимается как утверждение о том, что некто купил рекламируемый товар дороже, чем по той цене, которая обозначена в данной рекламе, и вся эта фраза является имитацией фрагмента разговорного диалога. На данный стиль речи указывает и разговорно-экпрессивная форма имени собственного (Санек, Андрюха, Леха, Серега), принятая в обиходе неофициального бытового общения, что предполагает неформальный, приятельский стиль общения.
Имитация в слогане манеры дружеского стиля общения усиливает воздействующий эффект рекламы и способствует адресному привлечению внимания потребителя разных возрастов к рекламируемому товару.
Вариант недобросовестной конкуренции тоже был отвергнут, так как нет однозначного указания на конкурирующую организацию. Может Серега лопух потому, что купил на неделю раньше, чем начались акции в магазине.
В общем, отстояли Лопуха! :)
И на десерт Экспертный совет обсудил наступление "ОхрЮненного Нового года" в магазинах "Красный куб".
Некоторые эксперты прочли слоган, сделав ударение на корень, а не так, как возмущенные обыватели – на суффикс, что и дает звуковую аллюзию со словом "охрененный".
Руководитель "Справочной службы русского языка" при ИРЯ РАН Оксана Грунченко предложила в таком случае признать существование в русском языке глагола "охрЮнеть". Оборот "охрюненный" - милая языковая игра, при чем более удачная, чем "оHOOCHенныме фрукты". Ранее слоган был признан неэтичным, поскольку навевал однозначную ассоциацию и воспринимался как эвфемизм. По мнению лингвиста, с хрЮшкой иная ситуация, так как слова "хрю", "хрюн" не несут оскорбительного подтекста. Генеральный директор компании "Фенек" Дмитрий Бадалов напомнил собравшимся содержание 5 статьи закона "О рекламе" и заявил, что в данном случае нет нарушения, потому что "Новый год" не приводится в перечне охраняемых законом понятий.
Директор юридической дирекции "НТВ Медиа" Юлия Немцева отметила, что видео-версия рекламы "Красного куба" пока не готова. Из-за того, что в ТВ-ролике возможны, помимо языковых нюансов, еще и интонационные и вербальные, канал примет решение о возможности размещения на основании этической политики, а не рекламного законодательства.
"Пусть каналы разбираются с цензурой, а мы потом разберемся с ними", – усмехнулся заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров и предложил закончить обсуждение.
ХрЮкайте на здоровье!