Мобильные ТелеСистемы (МТС): Технология i-mode в России не оправдала ожиданий - Маркетинг в IT - автоматизация бизнеса, компьютеры, связь и средства связи - реклама и маркетинг
17 Янв 2007 Ср 04:27 Мобильные ТелеСистемы (МТС): Технология i-mode в России не оправдала ожиданий
ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) похоронило надежду окупить интернет-проект i-mode, запущенный в коммерческую эксплуатацию почти год назад. В компании впервые открыто признались в том, что японский сервис так и не оправдал ожиданий.
Как рассказал ComNews на днях источник в МТС, проект i-mode был списан в убытки около месяца назад. В пресс-службе компании расставание с i-mode в такой формулировке комментировать отказались, назвав ее некорректной, но согласились подробнее рассказать о том, какова сейчас ситуация с сервисом i-mode
В МТС, в частности, признают, что проект не оправдал ожиданий. "Мы рассчитывали на большие продажи. Главная причина, по нашему мнению, - дефицит интересных передовых моделей телефонов, с поддержкой i-mode", - говорит директор департамента по связям с общественностью МТС Станислав Федулов. Развивать i-mode МТС не планирует, но и закрывать сервис не собирается, пока есть абоненты, которые им пользуются. По информации МТС, количество абонентов, подключивших услугу i-mode, превысило 100 тыс.
У Mobile Research Group другие цифры. Как сообщил репортеру ComNews ведущий аналитик этой компании Эльдар Муртазин, за все время существования сервиса на российском рынке было продано около 60 тыс. телефонов NEC с функцией i-mode. При этом надо учитывать, что не каждый обладатель такого телефона использует функцию i-mode. По данным Mobile Research Group по состоянию на 1 декабря 2005 г., МТС сумела привлечь лишь 5650 подписчиков i-mode.
"Внедрение этой технологии обошлось "Мобильным ТелеСистемам" по меньшей мере в $21 млн", - говорит Эльдар Муртазин. По его словам, в этом году МТС уже прекратила инвестировать в сервис i-mode, сэкономив около $8-9 млн. "Мы не будем делать дополнительных инвестиций в проект i-mode. И, если количество его пользователей будет сокращаться, то мы задумаемся о закрытии проекта. Также, если на рынке не появится интересных моделей телефонов (с функцией i-mode), мы закроем этот проект и предложим клиентам альтернативное решение", - рассказывает Станислав Федулов.
Эксперт ACM-Сonsulting Елена Саяпина напоминает, что с самого начала инициатива с i-mode ничего кроме скепсиса у аналитиков не вызывала. "Никто не ожидал, что МТС удастся окупить этот проект, рассчитанный на определенную группу людей и на ограниченный спектр оборудования. Но с другой стороны, при внедрении услуг 3G, МТС уже будет иметь опыт продаж подобных услуг, хоть и отрицательный", - комментирует Елена Саяпина.
"Была проведена широкомасштабная рекламная кампания новой услуги, но продажи телефонов, поддерживающих i-mode, были, мягко говоря, скромными. Возможно, слабым местом проекта стал тот факт, что телефоны продавались эксклюзивно только в одной сети, а не во всех сетях. Скорее всего, поэтому "Связной" перестал продавать телефоны NEC именно по этой причине, не удовлетворившись уровнем продаж", - делится мнением руководитель пресс-службы группы компаний Divizion Очир Манджиков.
"Самый первый (и, пожалуй, основной) недостаток – это то, что для использования сервиса необходимо купить новый телефон с поддержкой i-mode, попросту говоря, со встроенным chtml-браузером. Всего у МТС доступно пять моделей подобных телефонов: два Samsung, два NEC и один LG стоимостью от $188 до $425. В мире насчитывается значительно больше моделей, но пока у МТС договоренности только с этими тремя компаниями. Отметим, что распространением телефонов i-mode в России занимается именно МТС, и именно эта компания продает «Связному» телефоны, имеющиеся в этой розничной сети. Конечно, можно купить мобильник с поддержкой i-mode и в одной из европейских стран, но тогда всё придётся настраивать самому. В российской же версии аппаратов уже всё русифицировано и конфигурировано. Теоретически любой смартфон или телефон с Java можно наделить поддержкой i-mode – достаточно написать chtml-браузер. Но тогда создателю оного придется платить лицензионные отчисления NTT DoCoMo, что, конечно, не каждому по карману. "
"В большинстве своем информация платная, бесплатные разделы помечены иконкой "free". Вот вам ещё одно большое отличие от WAP: чтобы получить доступ, например, к новостям мобильной связи, необходимо оформить на них подписку, то есть вместе с тем, что вы платите весьма немаленькие деньги за трафик, ещё придётся платить и за информацию. Но, конечно, есть и бесплатные сервисы, например, Яндекс-карты или новости от Lenta.Ru. В WAP большая часть информации бесплатна, хотя и предпринимаются попытки вывести WAP на коммерческую основу: указывается номер, по которому нужно позвонить, чтобы получить возможность закачать ту или иную мелодию. Немного кривовато. В i-mode не придётся никуда звонить. Сервис продуман значительно лучше и отлажен с точки зрения платежей, хотя это, конечно, в первую очередь полезно контент-провайдеру, предоставляющему картинки и мелодии, и оператору связи, и только в последнюю очередь пользователю. Основное неудобство платёжной системы – это то, что не предусмотрена оплата за клик, а только ежемесячная подписка. Она, кстати, продлевается автоматически, так что, если забыть вовремя отписаться от неинтересного более сайта, можно почувствовать ощутимый отток денег с мобильного счёта."
"Стоимость сервиса – краеугольный камень для многих. Кроме очень недешёвого трафика (днем это примерно 8 долларов за мегабайт) берется ещё и стоимость подписки за пользование сайтами, большинство из которых стоят 3 доллара в месяц. И это за каждый сайт в отдельности, то есть, подписавшись, например, на спортивные и политические новости, пару журналов и пару эротических сайтов (как известно, эротика и порнография – двигатель прогресса), мы недосчитаемся в собственном кармане каждый месяц около 15 долларов плюс стоимость трафика (ещё как минимум пару десятков). Неплохой подъём ARPU (средней выручки с одного абонента) для оператора. Сервис получается совершенно не по карману студентам и школьникам, хотя часть контента предназначается именно им, а не дядькам с толстыми кошельками. В МТС, очевидно, рассчитывают именно на них или их подруг, а жаль – именно молодёжь в большинстве случаев наиболее активна в продвижении технологичных услуг в обществе. "
ИТОГО:
Плюсы
Ничего не надо специально настраивать. Подключил услугу у оператора, нажал на кнопку "i" – и всё заработало.
Удобный, отлично структурированный каталог.
Продуманный и удобный интерфейс.
Довольно высокая скорость загрузки страничек.
Минусы
Цена. Для студентов и школьников, для которых важен каждый доллар, сервис дорог и, вполне очевидно, у них он не будет пользоваться широким спросом.
Ограниченный каталог сайтов (хотя это вполне поправимо временем и одновременным ростом популярности услуги).
Необходимо менять телефонный аппарат и ограниченный выбор трубок у МТС (практически всё, что есть – пять моделей азиатских производителей).
12 Фев 2008 Вт 09:51 Мобильные ТелеСистемы (МТС): Технология i-mode в России не оправдала ожиданий
Прекращение оказания услуги i-mode
8 февраля 2008
20 февраля 2008 года компания МТС прекращает оказывать услуги i-mode. В связи с этим будет приостановлена поддержка почтового сервиса i-mail, каталога информационно-развлекательных сайтов i-portal, а также возможность отправки и получения MMS-сообщений пользователями услуги i-mode.
Услуга доступа к WAP-сайтам будет продолжать поддерживаться в полном объеме.