Отправить товарищу Версия для печати
К сожалению, учебные заведения, готовящие специалистов в области графического дизайна, дают лишь фундаментальное образование, и мало или вовсе не уделяют внимания конкретным вопросам правильной подготовки издания к печати. В cтатьях, предлагаемых вашему вниманию, сделана попытка восполнить эти пробелы, и помочь начинающим дизайнерам разобраться в некоторых вопросах подготовки оригинал-макетов, дать базовые знания допечатной подготовки издания. Начнем, естественно, с самого начала - с исходных материалов и сканирования.
Понятие дизайна многогранно и всеобъемлюще. Практически во всех видах созидательной деятельности человека, будь то искусство или техника, мы сталкиваемся с этим понятием, и дать четкое и однозначное определение дизайна весьма трудно. В переводе с английского языка дизайн означает замысел, проект, чертеж, рисунок. Оксфордский словарь дает следующее определение дизайна: "Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства". Несомненно, что в основе дизайна находится творчество, некоторая идея, замысел направленный на решение какой-либо задачи, достижения определенной цели - эстетической или функциональной. В то же время конечным продуктом дизайна является готовое изделие - автомобиль, одежда, рекламный плакат или листовка и т.д. Следовательно, только творчеством понятие дизайна не ограничивается, а включает в себя определенные средства и методы, направленные на реализацию творческого замысла дизайнера и получение готового изделия.
В графическом дизайне таким средством, в последнее время, стал компьютер. Современному дизайнеру, работающему в области полиграфии, уже недостаточно быть прекрасным художником-графиком. От него требуется мастерское владение компьютером, знание процессов допечатной подготовки издания и в какой-то мере знание основ полиграфического производства. Зачастую современный дизайнер является единственным человеком, который выполняет весь комплекс работ по подготовке макета к печати - от подбора исходных материалов и перевода их в форму понятную компьютеру до получения готового изделия, в данном случае оригинал-макета, подготовленного к выводу на печатающем устройстве.
В процессе подготовки оригинал-макета издания дизайнеры используют различные исходные материалы. Это могут быть слайды, фотографии, рисунки, цифровые фотографии. Исходные материалы целесообразно разбить на две категории - материалы, имеющие цифровой формат и материалы, которые предварительно необходимо перевести в этот формат - оцифровать. Для этой цели используются сканеры, т.е. устройства для преобразования визуальной информации в цифровую форму, понятную компьютеру.
Лучшим для сканирования является слайд. Этот вид оригинала обладает максимальным диапазоном плотностей (разницей между прозрачной и полностью засвеченной пленкой) и максимальным разрешением (порядка 100 линий на миллиметр). Диапазон плотностей для слайдов находится в пределах 3,0-4,0.
В качестве хорошего материала для сканирования следует упомянуть изображения, нарисованные от руки. Причем особая ценность этого вида материалов связана, прежде всего, с их оригинальностью и художественной ценностью.
Далее следует фотография. Ее диапазон плотностей равен примерно 2,3. Фотографии имеют значительно более крупный, чем у слайда размер зерна, и, кроме того, увеличение фотографий при печати заметно ухудшает детальность изображения.
Худшим для сканирования считается полиграфический оттиск. Он обладает самым низким диапазоном плотностей, который зависит от типа бумаги, и колеблется в пределах от 0,9 (для газетной бумаги) до 1,9 (для мелованной бумаги). Кроме того, такое изображение уже имеет полутоновый растр, который при повторной печати может вызвать явление, называемое муаром (появление на изображении нежелательной регулярной структуры, как правило, в виде сетки).
Каждый из материалов для сканирования обладает своими особенностями, и, следовательно, методики сканирования также различны для каждого типа исходных материалов. В задачи данной статьи не входит рассмотрение всех особенностей сканирования. Обозначим лишь моменты общие для всех материалов, и рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки и дефекты сканирования.
Типы сканеров
Какой же сканер предпочесть для оцифровки изображений. В последнее время появились много достаточно дешевых сканеров с, казалось бы, неплохими характеристиками, к тому же оборудованных слайд-модулями. Хотелось бы сразу предостеречь от использования таких сканеров. Несмотря на заявленные довольно высокие технические характеристики они не годятся для сколько-нибудь серьезной работы. Такие сканеры обладают весьма низким диапазоном плотностей, который находится где-то в пределах 2,0-2,5, что явно недостаточно для качественного сканирования слайдов и находится на пределе возможностей для сканирования фотографий. Используя для оцифровки изображения такие сканеры, вы рискуете потерять большое количество деталей в тенях и светах изображения. Кроме того, в таких сканерах, как правило, используются недорогие ПЗС-матрицы невысокого качества, с низким отношением "сигнал/шум", что неизбежно приведет к искажениям цвета при сканировании.
Оптимальным по отношению цена/качество представляется использование сканеров промежуточного класса (например, Heidelberg SaphirUltra II или Agfa Duoscan). Диапазон плотностей этих сканеров находится в пределах 3,2-3,5, что вполне достаточно для сканирования всех непрозрачных материалов и слайдов коммерческого качества. В таких сканерах используются более дорогие ПЗС-матрицы с большим отношением "сигнал/шум". Кроме того, эти сканеры имеют более высокое оптическое разрешение - параметр, который определяет объем реальной информации, которую может ввести оптическая система сканера. Не путайте этот параметр с интерполированным разрешением, которое также указывается в характеристиках сканера. Интерполированное разрешение - это объем информации, который сканер может вводить с помощью алгоритмов интерполяции, реализуемых процессором и/или программным обеспечением. Алгоритмы интерполяции не добавляют новых деталей в изображение, они просто усредняют значения цвета или градаций серого в смежных пикселях и вставляют между ними новый пиксель.
Если вам для оцифровки изображения недостаточно оптического разрешения сканера (о разрешении сканирования см. ниже) или вам необходимо оцифровать высококачественный диапозитив, то здесь не обойтись без барабанного или профессионального планшетного сканера.
Разрешение сканирования
Разрешение при сканировании определяет количество информации (пикселей), которое сканер вводит на дюйм или сантиметр оригинала.
Грубой ошибкой является сканирование с недостаточным разрешением. Это приводит к изначальному уничтожению большого объема информации (деталей) в оригинале, которую в дальнейшем уже невозможно будет восполнить. Кроме того, при дальнейшей печати таких изображений, может стать, заметна пиксельная структура оцифрованного изображения.
Изображение с разрешением 100 dpi
Сканирование с избыточным разрешением также не целесообразно, так как в этом случае неоправданно возрастает размер оцифрованного изображения. Файл с таким изображением занимает много места на жестком диске, существенно увеличивается время его обработки в компьютере.
Какое же разрешение сканирования можно считать оптимальным? Это зависит, прежде всего, от линейных размеров оригинала и предполагаемого размера изображения в печатном издании. Зная эти два параметра можно вычислить коэффициент увеличения изображения - во сколько раз оригинал необходимо увеличить или уменьшить в ходе сканирования. Еще один параметр, от которого зависит разрешение - пространственная частота растра, выраженная в линиях на дюйм или сантиметр, с которой предполагается печатать изображение. Этот параметр, как правило, известен заранее, и узнать его можно в типографии, где будет печататься издание. В общем виде, формула для определения разрешения при сканировании выглядит следующим образом:
Rscan = M*L*k ,
где
M - коэффициент увеличения изображения;
L - линеатура растра;
k - некий коэффициент, связанный с растрированием изображения перед выводом на печать, называемый также коэффициентом качества. Среди специалистов не утихают споры о величине этого коэффициента, значение которого по разным мнениям колеблется в пределах от 1,5 до 2.
Приведенная формула справедлива при сканировании полутоновых и цветных изображений. При сканировании оригиналов, относящихся к штриховой графике, где все пиксели являются либо черными, либо белыми, разрешение при сканировании определяется по-другому. Для получения более гладких линий и форм разрешение выходного изображения должно быть достаточно высоким. Считается, что оно должно находиться в пределах от 600 до 1200 dpi (точек на дюйм). Более высокое разрешение не приводит к видимым различиям. Формула для определения разрешения при сканировании будет выглядеть следующим образом:
Rscan = M*Rout ,
где
M - коэффициент увеличения изображения;
Rout - разрешение выходного изображения.
При определении разрешения сканирования важен еще один момент. Сканировать рекомендуется с кратным разрешением, т.е. равным целой доле от оптического разрешения сканера - например 1200 dpi, 600 dpi, 400 dpi, 300 dpi, 200 dpi и т.д. для сканера с разрешением 1200 dpi. При выборе другого разрешения, в процессе сканирования может быть нарушена тоновая целостность оригинала. Cканируйте с ближайшим более высоким, чем вычисленное по формуле, кратным разрешением.
Изображение с разрешением 300 dpi
Муар
Как уже упоминалось ранее при сканировании полиграфических оттисков и их последующей печати может возникнуть явление муара. Явление это нежелательное и с ним необходимо бороться. Один из методов борьбы доступен на этапе сканирования. Развитые программы сканирования имеют в своем инструментарии алгоритмы подавления растровой структуры полиграфического оттиска - descreen. Если программное обеспечение вашего сканера имеет такую возможность, вы можете воспользоваться ею. Однако нужно помнить, что для эффективной работы этого алгоритма необходимо знать линеатуру растра сканируемого оттиска. Определить линеатуру на глаз бывает достаточно трудно, поэтому для этих целей используют уголковые дифракционные решетки. При наложении решетки на оттиск возникают все те же муаровые узоры, центры которых, совпадают или кратны линиатуре полиграфического растра. Если в наличии нет дифракционной решетки, можно посоветовать отсканировать один и тот же оригинал с различными значениями descreen, а затем отобрать наилучший вариант.
Муар
"Кольца Ньютона"
Еще один дефект, возникновение которого на изображении возможно при сканировании слайдов. Возникновение его связано с обеспечением тонкого равномерного воздушного зазора между слайдом и стеклом сканера. При несоблюдении этого условия, на отсканированном изображении возникает дефект, имеющий вид концентрических колец, повторяющих пятно контакта слайда со стеклом. Ретушировать подобные дефекты крайне сложно, особенно если изображение изобилует мелкими деталями. Для борьбы с этим явлением существуют различные средства, которые наносятся между слайдом и стеклом сканера. Эти средства не очень удобны, так как после их применения необходимо мыть поверхности, на которые они были нанесены. Гораздо удобнее пользоваться рамками для слайдов, которые обеспечивают необходимый воздушный зазор. К сожалению, сканеры не всегда комплектуются рамками соответствующих типоразмеров. В данном случае можно посоветовать изготовить рамки нужного размера самостоятельно, например, из плотного мелованного картона.
"Кольца Ньютона"
В заключение, тем, кто желает больше узнать о сканировании, хотелось бы посоветовать прекрасную книгу Сибил и Эмиль Айригов "Сканирование - профессиональный подход".
ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕ ТРЕБУЮЩИЕ ОЦИФРОВКИ
К ним относятся цифровая фотография, CD-библиотеки, а также изображения, предоставленные заказчиком дизайн-проекта в цифровой форме. Особенность этих материалов заключается в том, что если на этапе оцифровки были допущены ошибки, то их бывает очень сложно или невозможно исправить последующей их обработкой. Кроме того, они не всегда имеют разрешение, требующееся для качественной печати.
Библиотеки цифровых изображений, как правило, бывают в двух основных форматах — Kodak Photo CD или JPEG. Формат Photo CD был разработан фирмой Kodak для оцифровки высококачественных слайдов и последующего их сохранения на CD-ROM диске. В каждом файле хранится 5 копий одного изображения разного размера от 192х192 до 3072х2048 пикселей, что позволяет получить в печати изображение до формата А4. Библиотеки цифровых изображений в формате JPEG, по сути, аналогичны первым, но в целях экономии дискового пространства изображения в них переведены в формат JPEG. Например, на CD-ROM диске объемом 700 Mb помещается 100 изображений в формате Kodak Photo CD. Диски же с изображениями в формате JPEG содержат до 1000 фотографий. К сожалению, при записи изображения по алгоритму JPEG происходят потери качества. Сжатие происходит по клеткам размером 8х8 пикселей. В каждой клетке оценивается близость значений цвета, и сохраняются только значения, существенно отличающиеся от других. (Чем выше выбранный вами уровень компрессии, тем более широкий диапазон значений цветов считается близкими, и тем больше значений цвета отбрасывается.) При открытии и декомпрессии файла всем пикселям клетки, ранее имевшим сходные значения цвета, присваивается одно и то же значение. При повышении степени сжатия изображение распадается на отдельные квадраты, и восстановить исходные данные становится невозможно. Кроме того в изображениях сжатых по алгоритму JPEG проявляется эффект Гиббса — ореолы по границам резких переходов цветов.
Фрагмент исходного изображения
JPEG-компрессия 50%.
Заметны ореолы по границам переходов цветов (эффект Гиббса)
Максимальная JPEG-компрессия.
Изображение распадается на отдельные квадраты
Цифровая фотография. Преимущества цифровой фотографии очевидны, ведь прямо в процессе съемки получается изображение в цифровом формате. Отпадает необходимость в некоторых промежуточных этапах получения изображения, таких как проявка пленок и слайдов, печать фотографий и их последующая оцифровка при помощи сканеров. К сожалению, это благополучие только кажущееся. Недорогие камеры пока не обладают качеством, сравнимым с традиционной фотографией. Во-первых, разрешение даже современных 5-мегапиксельных цифровых камер позволяет получить максимальный размер изображения для полтграфии около формата А5. Во-вторых, матрицы ПЗС, используемые для снятия изображения, сформированного оптической системой цифровой камеры, “шумят”, что проявляется в наличии на изображении заметной зернистости. И, в-третьих, большинство недорогих камер, в целях экономии места в модулях памяти, сохраняют изображения в формате JPEG, недостатки которого были рассмотрены выше. С другой стороны следует отметить, что цифровая фотография постоянно развивается и, возможно, в недалеком будущем достигнет качества сопоставимого с традиционной фотографией.
Довольно часто дизайнеру при разработке дизайн-проекта приходится работать с изображениями, предоставленными заказчиком. Эти изображения не всегда удовлетворяют требованиям качественного воспроизведения их в печати. В таких случаях следует попытаться получить у заказчика оригиналы изображений, которые можно будет оцифровать самостоятельно с требуемым качеством. Если по каким либо причинам это невозможно, следует предупредить заказчика о возможных последствиях использования таких изображений. Довольно часто графическая информация предоставляется прямо со страниц Internet. Эти изображения абсолютно непригодны для использования в полиграфии, так как они адаптированы для просмотра только на экране монитора, имеют небольшой размер и низкое разрешение. При их использовании в полиграфии о получении качественного печатного оттиска не может быть и речи.
Стоит упомянуть об еще одном виде цифровых изображений - оригинальных растровых иллюстрациях и рисунках, полностью созданных на компьютере в программах рисования или редактирования. Особенностью использования таких изображений является необходимость знания размеров и разрешения иллюстрации до начала творческой работы по ее созданию. Пожалуй, нет ничего более неприятного, чем получение прекрасного рисунка с характеристиками, недостаточными для его качественного воспроизведения в печати. Если размеры иллюстрации неизвестны к началу работы над ней, лучше будет выполнить ее в размере максимальном для данного проекта. Уменьшить размеры изображения можно будет на последующих этапах работы над макетом издания.
ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ
Обработка изображения заключается в его “улучшении”, после которого оно в напечатанном виде выглядит как оригинал или, иногда, даже лучше. Этот процесс может включать в себя ретуширование, удаление нежелательных дефектов, цветокоррекцию, повышение четкости и, возможно, применение каких-либо эффектов или создание коллажей в соответствии с творческим замыслом дизайнера. Методики и инструментарий, применяемые для этих целей, как правило, зависят от конкретной графической программы, где проводится обработка изображения. Эти методики достаточно подробно рассмотрены в различных руководствах. Следует, однако, заметить, что конечным результатом обработки должно быть изображение, соответствующее некоторым параметрам, позволяющим без проблем использовать его в технологическом процессе полиграфического производства. К таким параметрам относятся разрешение изображения, его цветовое пространство и формат, в котором оно будет сохранено для дальнейшего использования. Вопросы, связанные с разрешением были рассмотрены в предыдущей статье, поэтому подробнее остановимся только на цветовом пространстве и графических форматах.
Программы обработки изображений поддерживают различные цветовые пространства, также называемые цветовыми моделями. При обработке изображений для печати чаще всего имеют дело стремя цветовыми моделями: CIE или LAB — перцепционное цветовое пространство (основанное на особенностях зрительного восприятия, RGB — аддитивное цветовое пространство (основанное на сложении цветов) и CMYK — субтрактивное цветовое пространство (основанное на вычитании цветов). Цвет в модели CIE, как и при визуальном восприятии, является аппаратно независимым. Гамма (диапазон задаваемых цветов) этой модели шире, чем гаммы цветовых моделей RGB и CMYK, поэтому она используется для безопасного преобразования из одного цветового пространства в другое. Цветовая модель RGB является естественной для электронных устройств ввода, таких как монитор компьютера, сканер или цифровая камера. Именно по этой причине большинство исходных изображений находятся в этой цветовой модели. Цветовое пространство CMYK является основой для полиграфии. Цветовые модели RGB и CMYK являются аппаратно-зависимыми, т.е. каждый конкретный монитор, сканер или печатный станок воспроизводит цвет немного по-другому. Поэтому для качественной работы с цветными изображениями и преобразований из одной цветовой модели в другую важно, чтобы все устройства, участвующие в процессе ввода, редактирования и печати изображений были откалиброваны, т.е. для каждого устройства были скомпенсированы его цветовые сдвиги.
Не имеет никакого значения, в каком из цветовых пространств проводить обработку изображения. Это вопрос личных предпочтений. К тому же какие-то операции над изображением удобнее делать в одном цветовом пространстве, какие-то в другом. Однако для производства фотоформ файлы изображений должны быть цветоделенными, то есть представленными в цветовом пространстве CMYK. Конфигурация этого пространства определяется особенностями того печатного процесса, которым предполагается пользоваться при печати. Если цветоделение было выполнено в расчете на другой технологический процесс, цвета в изображении при печати могут быть значительно искажены. Бывает, что параметры технологического процесса печати заранее неизвестны. В этом случае следует сначала узнать эти параметры в типографии, где предполагается печатать работу, после чего провести цветоделение, либо доверить эту работу пре-пресс бюро. Но в любом случае следует помнить, что попытка вывести на фотонаборный автомат изображение представленное в ином, кроме CMYK, цветовом пространстве — грубая ошибка, влекущая за собой справедливые претензии заказчика.
Современные графические программы имеют в своем арсенале возможность сохранять изображения в большом количестве различных форматов. Но, по сути, только четыре из них пригодны для полиграфии — TIFF, EPS, DCS и Scitex CT. Только изображения, сохраненные в этих форматах, могут быть без проблем выведены на всех типах фотонаборных автоматов.
TIFF (Tagged Image File Format) — этот аппаратно-независимый формат является в настоящее время самым распространенным. Его поддерживают все программы как на PC, так и на Macintosh. Формат TIFF поддерживает все цветовые модели, может сохранять обтравочные контуры, альфа-каналы и другие дополнительные данные. Формат поддерживает LZW-компрессию — метод сжатия изображений без потери качества. Однако следует помнить о том, что ряд старых программ, а также некоторые растровые процессоры могут не читать сжатые файлы TIFF. Поэтому, если вы не уверены где будет осуществляться фотовывод вашей работы, лучше отказаться от использования компрессии.
EPS (Encapsulated PostScript) — формат, использующий упрощенную версию языка описания страниц, разработанного фирмой Adobe, и фактически представляет собой программу с командами на выполнение для выводного устройства. Формат EPS может сохранять как растровые, так и векторные изображения, поддерживает все необходимые для печати цветовые модели, записывает обтравочный контур, информацию о треппинге, внедренные шрифты.
DCS (document color separation) — формат, являющийся расширением формата EPS. Этот формат состоит из пяти отдельных файлов, четыре из которых содержат данные об отдельных цветах CMYK, а пятый файл является просмотровым изображением с низким разрешением. Последняя версия формата DCS 2.0 может сохранять данные более чем для четырех CMYK-компонентов, что особенно важно при печати с использованием дополнительных цветов.
Scitex CT. Формат графических файлов непрерывного тона Scitex CT (continues tone) является одним из мощнейших форматов, разработанных для хранения сложных многоцветных изображений. Этот формат во многом похож на TIFF, но не поддерживает Indexed Color, RGB, альфа-каналы и сжатие. Формат поддерживается всеми основными издательскими системами и программами подготовки изображений. Используя этот формат можно получить некоторый прирост в скорости при их выводе на рабочей станции Scitex.
Оптимальным представляется следующее использование описанных форматов: TIFF — для растровых штриховых (bitmap) и полутоновых изображений, EPS — для изображений, содержащих векторные элементы и DCS — для изображений, при печати которых будут использоваться дополнительные цвета (технология Hi-Fi Color), или изображений, которые будут печататься с использованием красок PANTONE или красок нестандартных цветов.