Ниже систематизированы данные читательского поведения, полученные в результате ряда исследований в области роли прессы в жизни человека:
- Покупателями утренних газет в большей степени являются мужчины;
- Газета, доставляемая на дом, читается домашними хозяйками;
- Вечерние газеты считаются "домашними" газетами, поскольку и почтой они доставляются вечером и приобретаются тоже вечером; вечерние газеты прочитывают в свободное время, и, как правило, вечерние газеты читаются всеми взрослыми членами семьи;
- Авторитет прессы базируется на том, что ее создали серьезные профессиональные журналисты, поэтому пресса, в определенной мере, несет ответственность свою информацию;
- У типичного современного читателя мало времени на чтение газет. Поэтому большинство читателей бегло просматривает статьи, некоторые читатели и вовсе могут ограничить время прочтения только одной рубрикой, после чего газета выбрасывается. Согласно исследованиям, на чтение ежедневной газеты в среднем современный читатель затрачивает 12-14 минут.
Помимо этого исследователями были выявлены следующие достоинства и недостатки прессы, как носителя информации или рекламы.
Достоинства:
- Вовлеченность читателей: через прессу люди отождествляют себя с обществом в целом, то есть пресса помогает человеку чувствовать себя не оторванным от общества, а напротив, ощущать себя частью социума.
- Доступность: информация в прессе доступна в любое время, т.е. всегда есть возможность повторного обращения к необходимому сообщению или статье.
- Популярность среди различных сегментов: благодаря широкому диапазону освещаемых вопросов, а так же всевозможных развлекательных и игровых рубрик, некоторые газеты или журналы могут привлекать внимание различных сегментов читающей аудитории;
- Нишевость: если пресса высоко сегментирована, то она имеет свою определенную узкую аудиторию. Это дает такое преимущество, как относительная легкая доступность сегментов;
- Неназойливость рекламы: реклама в прессе не мешает читателям и не раздражает их, по сравнению с рекламой в электронных СМИ.
- Информативность рекламы: реклама в прессе информативнее, чем реклама в электронных СМИ и может удерживать внимание гораздо дольше, в случае заинтересованности в получении данной информации со стороны читателя.
Недостатки:
- Быстрое устаревание информации: в отличие от других электронных масс медиа, новостная информация в прессе быстро устаревает (это актуально как по отношению к новостным событиям, так и к рекламной информации);
- Низкое качество (газеты): газетная печать – бумага, краска, соотношение цветов – для удешевления стоимости газеты бывает в большинстве своем достаточно низкой;
- Высокая стоимость (журналы): глянцевые журналы, имеющие хорошее качество печати, несмотря на обилие рекламных материалов, остаются относительно дорогими для читателей – даже если учитывать то, что рекламодатели частично покрывать стоимость изданий за счет рекламных бюджетов.
В последнее время пресса медленно теряет свою аудиторию и тиражи изданий уменьшаются. По данным Газетной Ассоциации Америки (Newspaper Association of America) в 1967 году ежедневно читали газеты более 62% американцев, тогда как в 2004 году количество читателей сократилось на 20%. Исследование другой компании, Pew Research Center, показало, что в 1994 году газеты и журналы читали 49% и 33% жителей США соответственно, а в 2004 году - 42% и 25%.
По данным аналитической компании Verionis Suhler Stevenson (VSS), количество времени, которое американцы тратят на чтение прессы, постепенно снижается. В Таблице 1 показана динамика уменьшения количества времени, потраченное в среднем на прессу.
Таблица 1. Время, потраченное американскими потребителями на чтение прессы, часов в год
Как видно из таблицы 1, время, потраченное на чтение газет, снижается с динамикой 2-5 часов в год. Время на чтение журналов сокращается медленнее: последние несколько лет на два часа в год.
Такая ситуация приводит к снижению тиражей газет и журналов. Данные американской газетной ассоциации Newspaper Association of America (NAA), взятые из статистики Бюро аудита тиража Audit Bureau of Circulation (ABC), за 2006 год по 770 ежедневным и 610 воскресным газетам, демонстрируют постепенное сокращение тиражей газет. Только за полгода – с октября по март – общий тираж бумажных ежедневных газет в США снизился на 2,5%, а воскресных – на 3,1%.
За полугодие лишь одной из четырех ежедневных газет и каждой пятой воскресной удалось повысить тираж. Самая крупная газета – USA Today – увеличила тираж на 0,09% до 2,27 млн. На втором месте – The Wall Street Journal с 2,05 млн. – ее тираж уменьшился на один процент. Третье место занимает The New York Times с 1,14 млн. – ей удалось набрать 0,5%. Больше всех из крупных газет пострадала San Francisco Chronicle – её тираж снизился на 15,6% до 398 тыс. На 5,4% снизился тираж Los Angeles Times, на 3,7% - The Washington Post, на 3,7% - New York Daily News.
Специалисты NAA отмечают, что с уменьшением печатных тиражей увеличивается количество посетителей сайтов газет. В первом квартале 2006 года рост количества посетителей составил восемь процентов. По данным веб-метрической компании Nielsen/NetRatings, в США на сайты газет в течение первого квартала 2006 года зашли 56 млн. пользователей, или 37% от всех, кто выходит в Интернет. Количество онлайн читателей некоторых газет, имеющих свою Интернет-версию, приведено в Таблице 2.
Таблица 2. Количество читателей онлайн версий популярных газет
Название газеты (Интернет версия) Количество читателей онлайн, млн. человек
New York Times 11
USAToday.com 9
WashingtonPost.com 7,4
Источник: Nielsen/NetRatings, май 2005 г.
Как видно из таблицы 2, в США больше всего посетителей у Интернет-версии газеты New York Times – 11 млн. читателей. На втором месте онлайн версия газеты USAToday.com, с девятью млн. посетителей, и на третьем – WashingtonPost.com с 7,4 млн. пользователей. По результатам данного исследования большинство читателей все еще по привычке приобретает газеты, однако все больше количество из них отдает предпочтение web-версии. Как показало исследование, популярность онлайн версий газет определяется и контентом, призванным удерживать пользователя на сайте: доски объявлений, обсуждение передовицы, почтовые рассылки новостей и т.д.