22 Фев 2007 Чт 18:10 Стоковая фотография и тенденции ее развития
Стоковая фотография и тенденции ее развития
История стоковой фотографии начинается с 60-х годов. Ее появление было связано, прежде всего, с огромным количеством слайдов, которые накапливали частные фотографы или коллекционеры и агентства. Покупатель при этом имел выбор и возможность приобретать фотоизображения по более низкой цене, чем при съемке на заказ. На тот момент фотографии предлагались как Rights-Managed, а понятие Royalty-Free еще не существовало.
Чем Rights-Managed отличается от других видов лицензирования?
Фотографии Rights-Managed характеризуются тем, что клиенту предоставляются ограниченные права на их использование – например, в течение определённого срока, на определённый тираж и на определённых видах продукции. Цена напрямую зависит от этих и других факторов. Преимуществом изображения Rights-Managed является возможность его эксклюзивного приобретения, что позволяет разрешить или запретить использование конкурентами. У фотоизображений Rights-Managed так же гораздо больше инструментов для защиты прав клиентов. Информация о каждой покупке изображения Rights-Managed сохраняется и есть возможность у потенциального заказчика узнать кем и когда она была приобретена. Кроме того, размеры таких фотоизображений часто представляют для заказчика гораздо больше условий для творчества.
Это и были основные причины, по которым стоковое направление в фотографии получило право на существование и успешное развитие. Происходило все так стремительно, что к началу 90 – х годов случилась "стоковая лихорадка". Владельцев - держателей стоковых архивов стало огромное количество, что повлекло за собой создание нового типа использования фотоизображений – Royalty-Free.
Что такое Royalty Free?
Royalty-Free фотоизображения, их еще называют "Свободные от отчислений", обычно используются при работе над небольшими рекламными проектами с не высокими бюджетами, в качестве иллюстраций в корпоративных буклетах, журналах, отчетах и web сайтах. Согласно данной модели лицензирования, пользователь, сделав единожды авторские отчисления - в момент покупки цифрового фотоизображения, может их использовать на протяжении неограниченного периода времени почти без каких либо ограничений. Единственное ограничение при покупке такого фотоизображения - это лицензионное соглашение, которое запрещает перепродажу снимка и использование его "в оскорбительных целях".
Фотоизображения, проданные по лицензии Royalty-Free, могут продаваться как отдельно, так и тематическими коллекциями на CD\DVD. Коллекции формируются фотобанком и ограничивают выбор покупателя. Стоимость каждого фотоизображения из коллекции на CD\DVD, как правило, не превышает 5$., а одиночное фотоизображение Royalty-Free в этом же фотобанке стоит в 10 и более раз дороже. Такая тенденция к снижению цены изображения Royalty-Free повлекла за собой появление модели микропейментовых фотобанков.
Микропейментовый фотобанк – слово разговорного типа. Такое название получает фотобанк, который выплачивает авторам очень маленькие гонорары с продажи каждого Royalty-Free фотоизображения. Гонорар автору колеблется в районе 0,2-1,5$ и обусловлен низкой стоимостью фотоизображений в этом фотобанке: 1-2$.
У таких фотобанков есть свой круг клиентов. В основном это малобюджетные организации. В таких фотобанках размер фотоизображений не играет особой роли, в то время, как для фотобанков, о которых речь шла в начале статьи размер и качество фото являются основными критериями отбора.
C появлением микропейментовых фотобанков, в начале 21 века прослеживается устойчивый тренд на снижение стоимости фотоизображений. В этих фотобанках фотографии продаются на много ниже себестоимости, что позволяет отнести их к категории демпинговых. Многие фотографы зарабатывают в этих фотобанках благодаря большому количеству проданных фотоизображений. Жаль только, что иногда, шедевры, которые могли бы быть проданы за хорошие деньги и могли бы получить признание крупных компаний, утратили свою значимость из-за их низкой оценки, о которых свидетельствует низкая цена на эти фотоработы в микропейментовых фотобанках. Фотографы не всегда до конца осознают, что на рынке показателем ценности собственного фотоизображения является его цена.
Если Ваше фотоизображение было продано в микропейментовом фотобанке за 1 $, то продать его же за 200$ в фотобанке по лицензии Rights-Managed - уже практически не осуществимая задача.
И Rights-Managed и Royalty-Free лицензии имеют на сегодняшний день огромную популярность и мирно уживаются друг с другом. Вопрос только в том, как автор позиционирует себя и свою работу, ведь Royalty-Free фотоизображение может быть продано за 1$ или за 200$ - все зависит от фотобанка. Кроме того, есть российские агентства стоковой фотографии, которые работают по ставке 50/50% со своими фотографами. Причем, к авторам и к их работам в таких фотобанках относятся внимательно, и персонал заинтересован в тщательной подготовке фотоизображений к продаже. К тому же нет жесткого требования эксклюзивных прав от автора. (О преимуществах передачи эксклюзивных прав читайте в следующей нашей статье).
Право на размещение своих работ в тот или иной фотобанк всегда принадлежит автору фотоизображения, а фотобанк принимает решение о сотрудничестве и приеме фотоизображений. Но оба: и фотобанк и автор добиваются одного и того же – хороших продаж фотоизображений. И в том случае, если у них получается сотрудничать и идти к одной и той же цели вместе – достижение этой цели наступает гораздо быстрее.