06 Мар 2007 Вт 23:32 Современный графический дизайн и классический рисунок
Современный графический дизайн и классический рисунок
Современный графический дизайн так же подвержен модным переменам как одежда или музыка. Достаточно появиться новому программному продукту, новой идее, как образуется цепная реакция, ведущая к смене мэйнстрима в графическом изображении.
То, что еще год назад радовало глаз, начинает казаться скучным. Должно пройти достаточно много лет, чтобы когда-то популярный стиль вернулся, но уже в качестве ретро, вызывающего приятное чувство легкой ностальгии. То, что долгое время считали устаревшим, возвращается как веселое напоминание о старых добрых временах, когда печатали накатом трех–пяти красок.
В последние годы в области графического дизайна широкое распространение получила трансформация обычного фотоизображения в рисунок, когда пиксели становятся вектором. Многие художники прошлого в той или иной степени использовали фотографию в качестве вспомогательного средства для создания своих картин. Среди них были даже такие мастера как Густав Климт или Поль Гоген. А в послевоенные годы возникло целое направление гиперреализма - живописи, основанной на копировании фотоизображения, в частности по проекции слайда на полотно.
У современных графических дизайнеров появились новые методы. Для трансформации фотографии в графическое изображение ее перерисовывают в программе Photoshop или трассируют при помощи специального программного приложения. Оба способа - то, что называется "time-consuming" - занимают много времени, а также требуют большой внимательности.
В первом случае последовательность шагов может быть следующей (у разных дизайнеров существуют свои вариации). Вначале в программе Photoshop создают файл с расширением не меньше 300 dpi. Затем в него вставляют фотографию, которую предстоит подвергнуть дальнейшей трансформации. С помощью "карандаша" максимально четко обводят фигуру человека или объекта. Удаляют фон. Объект красят в основной цвет. Работают над деталями. Для каждой из них лучше создавать новый слой, чтобы при желании можно было легко ее удалить. Главная сложность в изображении человека - прорисовка лица. Начинают обычно с формы глаз, носа и губ, следуя точно за подложенным на другом слое фотоизображением. Затем "кисточкой" более широко рисуют тени и рельеф (как в работах Рэя Смита). Если требуется добиться большей графичности, то снова используют "карандаш", чтобы четко прочертить границы теней, лежащих на лице. Затем раскрашивают выделенные зоны в разные цвета. Их контур должен быть замкнут, чтобы можно было легко воспользоваться "ведром с краской". Для того, чтобы глаза и губы выглядели более натурально, их раскрашивают в цвета, взятые при помощи "eyedropper" из исходной фотографии. Чтобы их поверхность не выглядела плоской можно воспользоваться градиентной заливкой. Отдельно в Illustrator, FreeHand или CorelDRAW рисуют дополнительные детали, которые затем накладывают на основное изображение в файле, с которым работают в Photoshop. Дальше рисуют фон. Все дополнения зависят от фантазии дизайнера.
Рэй Смит. Иллюстрация, созданная для обложки журнала "Computer Arts", и процесс ее создания
Второй способ требует меньшей способности к рисованию, но еще больше времени и терпения. Исходную фотографию трассируют в приложении к CorelDRAW, которое так и называется CorelTRACE. При этом программа сама переводит пиксельное изображение в векторное. Однако полученный результат обычно далек от завершенности. CorelTRACE повторяет все сложные переходы одного цвета в другой, поэтому линия, очерчивающая контуры получается неровной. На каждом изгибе находится "узел", который можно передвигать курсором. Для того, чтобы получить четкое графическое изображение нужно, передвигая узлы, выпрямить, "разгладить" все линии. Доведя очертания до совершенства, можно, наконец, приступить к творческой части работы с образом - дополнять, вырезать, переносить, работать со шрифтами - все как обычно. Однако стоит помнить об одном затруднении - если сохранить полученные результаты в расширении CorelDraw, то возникнут проблемы с тем, чтобы открыть файл в других программах. Поэтому лучше выбирать расширение .ai, к счастью CorelDRAW позволяет это сделать. Хорошей новостью является то, что фирма Adobe снабдила трассировкой последнюю версию программы Illustrator.
TBWA-ANTHEM. Реклама для компании BON-TON OPTICALS, Индия
Подобные способы трансформации пиксельного изображения в векторное используют для выполнения различных графических работ. Но, возможно, наибольшее распространение этот прием получил в дизайне мира моды. Перерисовка моделей в модных платьях или костюмах стала популярным приемом, позволяющим внести разнообразие в фотографии бесконечной шеренги шагающих по подиуму красавиц. Однако некоторые дизайнеры с помощью все тех же приемов создают нечто большее, чем просто интересную журнальную иллюстрацию, а именно самостоятельные произведения искусства.
METHODOLOGIE. Визитная карточка для одного из трех лидеров компании Q PASS, США
Автор неизвестен
Является ли дизайн искусством или нет - это вопрос не только искусствоведческой классификации, но и способа распространения дизайнерских работ. Если их можно продавать установленным количеством экземпляров, так же как фотографии или гравюры, то это вполне уравнивает статус дизайнера, фотографа и графика. В последнее время появились галереи, продающие цифровые графические работы как произведения искусства. Одна из них on-line Blaugallery, услугами которой пользуется известный шведский дизайнер Роберт Линдстрем (www.designchapel.com). Помимо выполнения заказов таких фирм как Nike, Telia, Vodafone, Volvo и Renault, в свободное время он успевает создавать арт-работы, иногда, чтобы просто украсить дом своей сестры, иногда чтобы представить их покупателям на сайте вышеназванной галереи. Чтобы придать компьютерным изображениям выставочный вид их печатают на холсте и натягивают на подрамник. Проект Линдстрема для Blaugallery получил шуточное название "Nun for Sale" ("Монахиня на продажу"). Для его осуществления дизайнер и его коллеги сами сшили пальто с капюшоном, в которые одеты монахини, заказали по Интернету парики, наняли стилистов и устроили фотосессию в часовне в родном городке Skellefteе. Затем Линдстрем продолжил работать с полученным образом в компьютере. "Я рисую пути (paths) от руки поверх моих фотографий в Photoshop’е, экспортирую их с разрешением .ai, импортирую во FreeHand (потому что вы не можете импортировать .ai напрямую во Flash) и потом копирую и вставляю во Flash, где все и раскрашиваю". Графика Линдстрема с изображением девушек-монахинь ясная и четкая, как это и положено быть хорошему шведскому дизайну. Ничего лишнего. Он не поклонник американского стиля. Не любит когда на картинке много всего: много красок, много деталей.
Роберт Линдстрем. Иллюстрация из проекта "Монахиня на продажу", Швеция
В данном проекте Линдстрем сталкивается с классическими проблемами композиции, присущими жанру портрета. Монахиня, читающая книгу у окна на одной из картин диптиха "Designed religion" напоминает известную работу Вермера Делфтского "Девушка с письмом" - она также наклонила голову, свет также падает на нее из окна. Граница между рисунком, выполненным карандашом и масляными красками или цифровыми средствами, оказывается не столь уж непроходимой, если соединяющим звеном является фотография.