Планировка магазина по продаже продуктов питания. Правильная планировка торгового зала - Реклама в местах продаж, оформление мест продаж, POS-материалы, выставочное оборудование - реклама и маркетинг
13 Мар 2007 Вт 19:39 Планировка магазина по продаже продуктов питания. Правильная планировка торгового зала
Планировка магазина по продаже продуктов питания. Правильная планировка торгового зала
Вне зависимости от того, чем мы занимаемся в жизни, нас объединяет общее желание приобретать. А конкретнее, мы все покупатели. Каждый из нас является покупателем с большим стажем, и мы можем взглянуть на любой магазин с точки зрения эксперта – удобно или неудобно нам делать покупки в том или ином магазине. Мы можем оценить множество различных вещей, заходя в магазин и дать свою покупательскую оценку: приду я сюда еще раз? Оставлю ли я здесь свои деньги?
За последние годы понятие мерчандайзинга в розничной торговле стало известным и широко употребляемым. Лет десять назад профессия «мерчандайзер» носила оттенок новизны и звучала интригующе. Сейчас это обычное понятие, без которого современный магазин немыслим. Мерчандайзинг призван обеспечить эффективное представление товара в стенах магазина, и дает шанс магазину сделать так, что бы наш покупатель не просто купил, но остался доволен и рассказал о нашем магазине многим своим друзьям и знакомым.
Мерчандайзинг в стенах магазина основывается на трех китах а) магазин должен «выглядеть», то есть производить некое внешнее запланированное впечатление, б) у него должно быть грамотно организовано внутренне пространство, то есть планировка торгового зала, в) товар на полках должен быть выложен соответствующим образом, то есть так, что бы покупатель без труда находил любимые баночки и коробочки.
Сегодня мы поговорим о втором ките мерчандайзинга - об организации торгового пространства внутри продуктового магазина.
Как же правильно распределить товары внутри магазина, что бы, с одной стороны, показать весь товар лицом, с другой, направить покупателя в нужные нам зоны и сделать так, что бы он прошел по всему периметру торгового зала. При этом необходимо помнить, что покупателю должно быть не просто приятно делать покупки, но и удобно передвигаться по залу, держа в одной руке сумку, шалуна-ребенка, мобильный телефон, спутника или спутницу, а другой рукой толкая впереди себя тележку с продуктами.
Несмотря на то, что все магазины разные и у каждого свои особенности и формат, существуют общие правила планировки торгового зала.
1. Будьте проще и люди к вам потянутся – эта незатейливая поговорка вполне справедлива для планировки магазина. Сложный архитектурный замысел, потайные ходы, неожиданные проходы хороши в лабиринте приключений, но никак не в магазине. Покупателю должно быть понятно и комфортно в Вашем магазине. Не у всех есть время и желание разыскивать прилавок с любимыми колбасными изделиями или заглядывать за стеллажи в поисках хлеба. Простота - главный принцип планировки торгового зала магазина. Торговый зал должен быть целостным, удобным и понятным для поиска того или иного товара.
2. Нет броуновскому движению! Хаотично пересекающиеся потоки только раздражают покупателей и вносят сумятицу в зал. Организуйте пространство таким образом, что бы покупатели шли по естественному ходу движения – против часовой стрелки. Двигаясь против часовой стрелки, мы идем справа налево, что обусловлено не общеизвестным заблуждением «правая нога длиннее», а организацией движения и социальными привычками – так идет поток машин и так двигаются люди по дороге. Люди в первую очередь обращают внимание на то, что находится справа от них. Эта привычка идет из далекого прошлого и обусловлена древним ориентировочным рефлексом – кто-то может подкрасться со стороны руки, в которой я держу оружие. Правая от входа стена торгового зала считается самым выигрышным участком именно по этой причине – мы в первую очередь обращаем внимание на то, что находится по правую руку от нас и движемся справа налево.
Спланируйте и выделите магистраль для основного потока покупателей. Магистраль обычно шире основных проходов и по возможности должна быть выделена визуально – разметкой или яркими POS-материалами. Важно: магистраль не должна прерываться и должна начинаться и заканчиваться в одной точке. Это необходимо для того, что бы покупательский поток плавно тек по периметру магазина и охватывал всю площадь торгового зала.
? минимальное место для прохода одного человека с корзиной составляет 87 см;
? для того, чтобы два человека с корзинами разошлись в проходе, требуется 2 м;
? для того, чтобы нагнуться к нижней полке, необходимо пространство в 1 м;
? в случае, если один человек рассматривает полки, повернувшись к ним лицом, а другой проходит мимо с корзиной, необходимо минимальное расстояние 1,25 м;
? при высоком оборудовании и узком проходе покупатель будет испытывать тесноту, чувство опасности и даже угрозу. Оптимальное соотношение ширины прохода и высоты оборудования - З:4.
3. Входя в незнакомый дом, Вы обычно осматриваетесь и осваиваетесь. Покупателю тоже нужно перевести дух - сразу после входа в магазин должна быть незанятая зона, чтобы он мог притормозить шаг, осмотреться и привыкнуть к новому помещению. Именно здесь он принимает решение – идти дальше или развернуться. Помимо этого, если вход совпадает с выходом, то пересекаются два потока – входящий и выходящий. Обеспечьте людям достаточное пространство для маневров.
4. Первое впечатление запоминается надолго и часто бывает самым правильным. Обеспечьте покупателю положительные эмоции: он должен сказать «ах!» при входе в Ваш магазин. В продуктовом магазине это должно быть нечто, вызывающее желание вкусно покушать – зелено-красно-желтые пирамиды фруктов, свежевыжатые соки или праздничные наборы конфет, «вкусно» оформленные витрины с деликатесами, или дегустация нового сорта майонеза. Главное правило – это «ах!» покупатель должен увидеть при самом входе, даже если оно расположено в глубине торгового зала.
5. В идеале покупатель должен суметь охватить взглядом все пространство зала – желательно, что бы все группы товаров попали в поле его зрения. Однако в крупном супермаркете это нереально. В любом случае, необходимо стремиться к тому, что бы покупатель уже при входе понимал, что он найдет здесь свою любимую колбасу. Если магазин очень велик или имеет сложную архитектурную форму, то можно порекомендовать при входе разместить плакат или схему магазина с указанием групп и категорий товаров. Однако в магазинах небольшой площади и в одном отделе большого магазина важно обеспечить просматриваемость торгового зала – для лучшей ориентации и комфорта покупателей.
6. Замечено, что 80-90% покупателей проходят магазин по периметру и только 40-50% заходят во внутреннюю зону магазина самообслуживания.
Как заставить покупателя пройти по всему магазину и увидеть все группы товаров? Для этого существует правило «золотого треугольника» - товары востребованные и часто покупаемые должны располагаться максимально далеко от входа.. Как быть с любимой колбасой? Неужели заставлять покупателя преодолевать метры и метры прилавков со всякой снедью, прежде, чем он доберется до нее, любимой? Ни в коем случае не надо прятать колбасу – наоборот, отвести под нее больше места, красиво выложить, ярко осветить… Но расположить прилавок с колбасой на противоположной входу стене (ее еще называют «алтарной стеной»), что бы покупатель, добравшись до нее, увидел и другие вкусные вещи, которые Вы заботливо ему приготовили.
Правило «золотого треугольника» основано на психологии покупателя – найдя нужный ему товар, покупатель устремляется в кассу. Наша задача – заставить его задержаться в магазине подольше, расположив нужный покупателю товар в вершинах воображаемого треугольника, то есть «заякорить» покупателя. Чем больше площадь треугольника, тем более удачным можно назвать планировку магазина. В продуктовом магазине этими товарами-якорями являются гастрономия, молочная продукция, хлеб. Задняя торцевая стена торгового зала является вторым местом по значимости и именно там целесообразнее всего располагать товары-якоря – именно для того, что бы заставить покупателя пройти весь периметр магазина.
7. Соблюдайте принцип товарного соседства: у стеллажа с чаем и кофе логично организовать соседство с конфетами и свежей выпечкой. А вот рыба и мясо здесь, скорее всего, окажутся не к месту. Размещая товар по принципу выбора покупателя, мы реализуем идею «комплексной» покупки - одна покупка влечет за собой другую и у покупателя есть выбор из дополняющих друг друга товаров. Например, логично будет разместить рядом с рыбой стеллаж с соусами и приправами, рядом с пивом – снеки, чипсы, орешки. Тогда, по ходу движения, покупатель будет встречать товары, которые удачно дополняют друг друга. Например, вы берете овощи и зелень для салата, потом соус для заправки, потом приправы, потом мясо - к нему специи...
Принцип товарного соседства гласит: нельзя положить рыбу вместе с молоком или конфеты вместе с мясом.
Примеры сочетаемости некоторых продуктовых категорий:
8. Природа не терпит пустоты. Прилавки магазина – тоже. Если покупатель видит пустоту, у него создается ощущение неполноты ассортимента. Он должен почувствовать, что товара достаточно, что в магазине изобилие. Помимо принципа полноты должен соблюдаться еще принцип постоянства – это означает, что постоянному клиенту нужно находить любимую колбасу на привычном месте. Если магазин увлекается перестановкой товара, пусть даже из самых благих намерений, то это сильно раздражает покупателя и не дает ему возможность наполнять свою покупательскую корзину – клиент попросту не может его найти.
С полной версией статьи Вы сможете ознакомиться в печатной версии журнала