09 Дек 2009 Ср 13:52 где зарегистрировать рекламную акцию
Периодически у всех организаций появляется необходимость в проведении рекламных акций. При этом у бухгалтеров возникает вопрос: как следует оформлять передачу рекламируемых товаров и учитывать расходы - как расходы на рекламу или как безвозмездную передачу?
Предлагаем рассмотреть порядок отражения расходов на рекламные акции на примере наиболее типичной ситуации.
Ситуация
Организация проводит рекламные акции по раздаче продукции собственного производства и специально приобретенных призов для покупателей (зрителей), которые не являются или являются постоянными покупателями.
Согласно ст.2 Закона РБ от 18.02.1997 № 19-З «О рекламе» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 28.12.2003 № 249-З) реклама - это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров.
К расходам на рекламу в соответствии с пп.2.2.22 и 2.10.11 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), относятся:
- расходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки и т.д.;
- расходы на рекламные мероприятия (объявления в печати, передача по радио и телевидению);
- расходы на световую и иную наружную рекламу, на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;
- расходы на оформление витрин, выставок-продаж, выставок и ярмарок, комнат образцов, на хранение и экспедирование рекламных материалов, расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий.
Расходы на рекламу для целей бухгалтерского учета включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме, а для целей налогообложения прибыли - в размере, определяемом в соответствии с Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 398 (далее - Указ № 398).
Несмотря на отсутствие буквального трактования такой экономической категории, как бесплатная раздача товаров в рекламных целях, в нормативных правовых актах РБ содержится достаточное количество норм, позволяющих охарактеризовать данную операцию. При этом бесплатную рекламную раздачу товаров можно условно разделить на два вида:
1) бесплатная раздача продукции собственного производства в рекламных целях;
2) бесплатная раздача приобретенных (изготовленных) призов победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний.