Анкетирование как метод исследования, Что такое анкета, Правила анкетирования - Маркетинговые исследования, маркетинговый анализ, рекламные исследования, анализ рынка, мониторинг СМИ - реклама и маркетинг
25 Янв 2008 Пт 01:16 Анкетирование как метод исследования, Что такое анкета, Правила анкетирования
Анкетирование как метод исследования, Что такое анкета, Правила анкетирования
В основе любого опроса лежит специальная технология, основанная на анкете.
Анкета - комплекс взаимосвязанных вопросов, на которые опрашиваемый дает ответ.
Составление анкет требует квалифицированного труда психологов, специалистов в области маркетинга, эконометристов, специалистов-аналитиков.
Есть ли общие правила составления анкет?
Некоторые правила, соблюдение которых способствуют созданию хорошей анкеты, представлены ниже.
Содержание анкеты
1. Содержание и количество вопросов зависит от цели исследования и формы опроса с учетом продолжительности связи с информаторами.
2. В анкете следует указать вопросы для получения сведений об информаторе (пол, возраст, социальное положение и пр.), что явится базой для последующего анализа различных групп опрашиваемых.
3. В большинстве случаев важно спросить о наличии недвижимости, обеспеченности товарами длительного пользования или о том, что позволяет судить об уровне дохода информаторов.
4. Необходимо предусмотреть вопросы, контролирующие последовательность ответов информатора, понимание им исследуемой проблемы.
5. Не следует перегружать анкету малозначимыми вопросами.
6. Анкету для заочного опроса следует сопровождать инструкцией по ее заполнению.
Последовательность вопросов
1. Вопросы должны следовать в логической последовательности.
2. Первыми следует ставить вопросы, пробуждающие интерес у информатора.
3. Трудные или личные вопросы следует задавать в конце.
4. Вопросы, по которым будет осуществляться классификация информаторов, следует задавать в конце, т.к. они не интересны для опрашиваемых.
Формулировка вопросов
1. Вопросы должны быть точными. Следует избегать многословных предложений и повторов текста.
2. Вопрос должен быть легким для понимания. Надо избегать технических и профессиональных терминов.
3. Вопрос должен вызывать ответы прямые и без уверток. Вопросы, затрагивающие воспоминания, желания, авторитет, воспитание, социальную среду, не приносят хороших результатов.
16 Ноя 2009 Пн 14:36 Анкетирование как метод исследования, Что такое анкета, Правила анкетирования
Тема достаточно актуальная, так как колличественные методы никуда не делись.
Я по образованию социолог, поэтому, хочу поделиться некоторыми моментами.
1. Когда вы разработали анкету (опросник) обязательно (!!!) необходимо провести пилотаж. Попробуйте задать все вопросы кому-то (не маркетологу, социологу и т.д.) и узнать как воспринимаются вопросы, все ли понятно, как воспринимается на слух (читается). Таким образом, вы сможете исправить ошибки.
2. При опросе "вживую" нельзя объяснять респонденту значение/смысл вопроса. Таким образом, вы подталкиваете на определенный ответ, который не будет мнением опрашиваемого. Нужно повторить вопрос столько раз, сколько это нужно.
3. При составлении качественной анкеты используется много методов формулировки вопросов (например метод воронки). Учитывайте эти моменты, так как слишком примитивная анкета не заинтересует респондента и человек будет отвечать абсолютно без желания и пользы с него никакой. В тоже время, сложная анкета, на 30 листов вопросов станет раздражителем для многих (в маркетинговых исследованиях). Необходимо найти золотую середину. Не вписывайте в анкету лишние вопросы. Только то, что вам, действительно, необходимо!
Написано много литературы по этому вопросу, пишите в личку, подскажу!