25-летняя замужняя россиянка с высшим образованием и уровнем дохода ниже 20 тысяч рублей ищет информацию о лекарствах в социальных сетях
Вчера в рамках круглого стола "Практика использования инновационных технологий в коммуникациях" (организатор АКОС/ICCO Russia) агентство маркетинговых коммуникаций Pro-Vision Communications представило результаты исследования социальных сетей и российского "потребителя 2.0".
В конце 2007 года Pro-Vision Communications провело всероссийское исследование доверия россиян информационным источникам. Выяснилось, что порядка 40% российских потребителей, принимая решение о покупке, обращаются за советом к таким же потребителям, в то время как доверие "официальным" источникам информации и рекламе падает. Причем на сегодняшний день уже более 20% россиян консультируется с другими потребителями посредством социальных сетей.
Для специалиста в области маркетинговых коммуникаций важно знать, кто обращается в социальные сети за информацией и какие именно продукты или услуги там обсуждаются. В результате исследования выяснилось, что сегодня в большинстве своем "потребители 2.0" - это женщины (52%), служащие или руководители (42 и 17% соответственно), семейные люди (71%) с высшим образованием (46%) и уровнем дохода до 20 тыс. рублей. Традиционные представления о том, что российский интернет-пользователь - это студент, не подтвердилось. По данным опроса, среди "потребителей 2.0" учащиеся составляют всего 6%.
Исследование показало, что чаще всего в социальные сети за советом обращаются потребители, которые выбирают тот или иной медицинский препарат (24% от числа тех, кто принимает решение о покупках подобного рода). Во многом это объясняется тем, что существует множество ограничений на размещение информации о фармацевтических препаратах в "официальных" источниках. Приблизительно одинакова доля "потребителей 2.0" в таких товарных группах как продукты питания, одежда и обувь, недвижимость, автомобили, БЭТ и т.п. - по 18-19%. Их участие в социальных сетях может объясняться как желание получить независимую консультацию, так и желанием поделиться собственным потребительским опытом.
"В то время как доверие "официальным" источникам информации и рекламе падает, популярность коммуникаций "consumer2consumer" стремительно растет. Одновременно с этим происходит бум в развитии технологий передачи информации. Можно смело прогнозировать, что уже к концу 2008 года количество людей, которые будут обращаться за советом о товаре или услуге в социальные сети, увеличится как минимум в 2 раза, - говорит генеральный директор Pro-Vision Communications Владимир Виноградов. - Социальные сети - наиболее динамично развивающийся коммуникационный канал, и в ближайшее время значительные силы PR-специалистов будут направлены на поиск способов взаимодействия с этой средой".