12 Июл 2009 Вс 00:46 Вендинг в России, кофейные торговые автоматы
Вендинг в России, кофейные торговые автоматы
В России наибольшее распространение получил именно вендинг, построенный на продаже продуктов питания. В первую очередь речь здесь пойдет о кофе и напитках на его основе, а также о всевозможной снековой продукции: готовых бутербродах, сырках, расфасованных соках, холодных безалкогольных напитках в банках и бутылках. Эти виды вендинга остаются и наиболее перспективными. При этом, сегмент кофейных автоматов является наиболее привлекательным (наценка составляет более 100%), а снековый – дополнительным к нему (наценка находится
на уровне 25-30%). Поэтому снековый автомат обычно устанавливается как дополнение к уже имеющемуся автомату по приготовлению горячих напитков. Они могут работать, используя общую платежную систему.Стоит отметить, что производители продуктов питания заинтересованы в продвижении своих товаров с помощью ТА, если продукты вписываются в возможности технологии «механической продажи» и если соответствующий сегмент вендингового рынка «набрал объем». Товар для автоматов имеет свои особенности. Например, на упаковке обязательно должны быть указаны: срок годности, вес и состав товара. Размер упаковки тоже важен, как правило, это – мелкофасованный
товар. Скажем, производители печенья или зефира в шоколаде должны предлагать упаковки по две единицы своей продукции, многие уже это делают. Красочность и яркость тоже имеют большое значение: если в автомате выложены несколько
сходных товаров (например, плиток шоколада), потребитель скорее отдаст предпочтение тому, который сильнее привлечет его внимание. Визуальное воздействие может оказаться важнее цены. Производители кофе и других ингредиентов создали и развивают специальные линейки продуктов для вендинга. Поскольку этот вид продукции пользуется наибольшим спросом у потребителей.
Вообще, продвигать через торговые автоматы можно широкий ассортимент товаров. Это и детские игрушки, и газеты, и разнообразные платежные карточки, CD и DVD, жевательная резинка, снеки, всевозможные напитки – от кваса до свежевыжатого сока, чая, шоколада, кофе и кофесодержащих напитков.
Оператор вендинга окупает затраты на автомат и получает прибыль за счет наценки при продаже каждой единицы товара, устойчивости потока покупателей и тиражирования за счет установки множества автоматов. Конечно, в отдельных
случаях можно получить 100% прибыль и на стандартных товарах, например, детских игрушках. Но такой бизнес формирует слишком малый денежный поток и слишком сильно зависит от «исключительно выгодного» места установки аппарата,
а значит, успех трудно тиражировать. Потребители психологически воспринимают высокую наценку как справедливую, если автомат не просто выдает товар
(например, жвачку, газету или карточку), а «готовит» продукт из ингредиентов (например, выжимает сок или варит кофе).
Сегодня оптимальным вариантом для российских условий является продажа кофе и кофесодержащих напитков. Кофе любят все, поэтому этот вид вендинга слабо зависит от особенностей потребительской аудитории. Такой автомат можно ставить
практически в любом месте скопления людей, соответственно и передислокация не станет непреодолимой проблемой. Кроме того, хотя спрос и имеет сезонную динамику, потребление кофе не привязано к определенному сезону, а высокая наценка (более 100% на напиток) при относительно невысокой стоимости автоматов и затратах на их обслуживание обеспечивают быструю окупаемость (от 7 месяцев до 1 года) и устойчивую прибыль. Плюсами также являются большой ресурс современных автоматов (десять-пятнадцать лет) и отсутствие возможности заменить кофейный автомат эквивалентным по качеству, но более дешевым ручным сервисом (от этого страдают многие виды вендинга, например, установка копировальных автоматов).
При этом ТА можно рассматривать в качестве реальной альтернативы живому продавцу. У механического продавца есть немало «плюсов»: он работает круглосуточно и не устает, его не надо учить и он неукоснительно соблюдает технологию приготовления, не обсчитывает и не ворует, ему не нужна санитарная книжка. Наконец, он не получает зарплату, всегда хорошо выглядит и не грубит покупателям. Используя высококачественные ингредиенты, современный ТА способен
готовить действительно вкусный и ароматный продукт, причем ассортимент торгового автомата может включать 15-20 напитков: эспрессо, американо, капучино, мокачино, горячий шоколад, чай, бульон и т.д. Высокопроизводительные автоматы могут готовить по два напитка в минуту, при этом их качество будет
оставаться абсолютно стандартным. Именно поэтому автоматы устанавливают даже на предприятиях общественного питания, для которых кофе – не основная специализация.