Рынок компьютерной техники - сборка компьютеров и серверов: рынок компьютеров и ноутбуков - анализ компьютерного рынка - Маркетинг в IT - автоматизация бизнеса, компьютеры, связь и средства связи - реклама и маркетинг
18 Апр 2006 Вт 00:58 Рынок компьютерной техники - сборка компьютеров и серверов: рынок компьютеров и ноутбуков - анализ компьютерного рынка
Рынок компьютеров - анализ компьютерного рынка. Рынок компьютерной техники - сборка компьютеров и серверов:
АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА
Две взятые крепости: рынки ноутбуков и серверов
Российские сборщики попрежнему контролируют самый "объемный" сегмент компьютерного рынка, 80% которого приходится на персональные компьютеры. Однако темпы роста продаж обычных ПК замедлились в прошлом году на 10% и впредь продолжат сокращаться,- считают аналитики IDC Russia. Между тем производство обычных ПК остается последним незыблемым форпостом отечественных вендоров - на рынках серверов и ноутбуков их уже потеснили мировые лидеры.
Российский компьютерный рынок в минувшем году снизил темпы роста с 32% годом ранее до 22% в 2005 году,- констатируют аналитики IDC Russia в свежем отчете по состоянию российского рынка компьютеров. Несмотря на некоторое замедление роста, по объемам продаж в этой отрасли Россия уже второй год остается в первой пятерке стран региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), вплотную приблизившись к Италии. Всего за прошлый год было продано 6,3 млн компьютеров. Львиная доля продаж, а если быть более точными, то 80%, приходится на обычные настольные ПК.
Но этот сегмент растет несколько медленнее остального рынка. По данным IDC, в 2005 году он прибавил риблизительно 17-19%.
Этот крупный сегмент попрежнему контролируют российские сборщики ПК - Aquarius, DEPO Computers, Formoza, K-Systems, Kraftway и небольшие компании,- удерживая 94% рынка. Сокращение темпов роста участники рынка хорошо почувствовали на себе. "Объемы продаж увеличивались не так быстро, как этого бы хотелось отечественным сборщикам,- соглашается генеральный директор DEPO Computers Сергей Эскин, но добавляет: - это связано с тем, что на рынке нет настоящих новинок.
Так, к примеру, сказываются промедления с выпуском новой версии Windows - Vista".
"Заметно опережая средние темпы рынка, в 2005 году рос сегмент серверов архитектуры Intel, где мировые лидеры HP и IBM захватили 44% и сумели потеснить российских участников" - говорится в отчете IDC. И участники рынка соглашаются с аналитиками, с некоторой оговоркой- мировым вендорам удалось "отъесть" долю лишь мелких игроков, а крупные остались при своем. "Позиции основных российских игроков - Kraftway и Aquarius - непоколебимы. По нашим данным, сократилась лишь доля мелких сборщиков рынка, у которых HP и IBM смогли выиграть за счет качества сборки, ценовой политики, лучшей сервисной поддержки и дистрибуции- и это очевидно",- рассказал "Бизнесу" пресс-секретарь российского офиса Intel Всеволод Семенцов. Старший вице-президент компании "Аквариус" Владимир Шибанов считает, что лидеры российского "серверостроения", впрочем, как и их иностранные конкуренты наращивали продажи за счет "уменьшения доли самосбора и региональных брэндов. "Российские компании федерального масштаба в ближайшее время свою долю иностранцам не уступят",- уверен Владимир Шибанов.
Аналитик IDC по рынку персональных компьютеров Юрий Голдаев считает: к изменению в раскладе сил на рынке серверов в 2005 году в пользу международных компаний привело исчезновение ярко выраженного ценового преимущества российских сборщиков. "Нельзя говорить о том, что они "сдали позиции" - в абсолютном выражении их объемы выпуска серверов увеличивались, а у ведущих отечественных производителей серверов, таких как Kraftway, рыночная доля изменилась незначительно",- говорит Юрий Голдаев.
Сами российские игроки серверного рынка довольны усилившимися позициями западных вендоров - по их мнению, это свидетельствует о том, что рынок становится более цивилизованным. "Рынок серверов до сих пор еще очень пустой, с огромным потенциалом роста, и несколько лет назад этот фактор превращал его в настоящий зоопарк.
На первой волне автоматизации бизнеса в малых и средних предприятиях устанавливали не серверы, а какие-то сборные солянки. Теперь как раз и сокращается доля поставщиков таких "серверов"",- поясняет вице-президент Kraftway Ренат Юсупов. По его словам, в этих условиях крупные российские сборщики серверов продолжают расти "ровно, в соответствии с планами". По оценке Юсупова, доля Kraftway на рынке серверов близка к доле IBM и составляет около 10%, и при среднем росте 11% в год в целом по компании, объем продаж серверов увеличивался несколько быстрее.
Как и на серверном поле, российские вендоры продолжают сдавать позиции и в области ноутбуков, что, впрочем, не удивляет никого после закрытия производства iRU.
За прошедший год продажи ноутбуков выросли на 84%, а объем поставок достиг рекордной величины - 1,2 млн штук. "В 2005 году впервые доля ноутбуков достигла 19%.
В дальнейшем продажибудут все заметнее влиять на показатели российского рынка компьютеров",- считает аналитик IDC по рынку персональных компьютеров Юрий Голдаев. В сегменте ноутбуков российских производителей заметно потеснили международные компании, между тем отечественный сборщик Rover Computers сохранил место в пятерке, уступив Acer, ASUS, HP и Samsung. "Выстрелившие" в прошлом году тайваньские марки Acer и ASUS далеко за пятерку вытеснили Toshiba, занимавшую еще пару лет назад лидирующие позиции. Юрий Голдаев из IDC считает, что залог успеха тайваньских компаний кроется не столько в удачно выбранной ценовой политике, сколько в интенсивном развитии каналов продаж: программе защиты продавцов от финансовых потерь, бесперебойных поставках и значительном расширении дилерской сети.
Однако российские игроки рынка считают, что у успеха "желтой волны" двойное дно и неожиданно "выстрелившим" вендорам запала надолго не хватит. "За входной билет на рынок тайваньские вендоры готовы платить любые деньги, демпинговать, перебрасывая деньги из одного региона в другой,- считает пресс-секретарь Rover Computers Лада Белан.- Их цель - занять рынок любой ценой. Между тем у пользователей еще нет срока давности отношений с сервисными службами - полное понимание качества брэнда формируется несколько лет спустя после выхода на рынок. Когда пройдет эйфория по ценам, снизятся рекламные бюджеты, а пользователи пойдут в сервисные мастерские, у тайваньцев могут появиться некоторые сложности".