25 Май 2006 Чт 16:23 РА - рекламное агентство и типография: рекламисты, дизайнеры и полиграфисты
РА - рекламное агентство и типография
Рекламист и дизайнер полиграфисту - друг, товарищ, брат
интервью с Сергеем Ушаном для журнала "Принт Менеджер"
Типографии, законно считая РА хорошими заказчиками, которые могут регулярно приносить в типографию новые заказы, предлагают им различные условия сотрудничества, стараясь их (РА) привлечь. Но, подчас сами того не замечая, остро нуждаются в услугах специалистов по рекламе.
Нужда - это ОСОЗНАННАЯ потребность, т.о. если они ее (потребность) "сами не замечают" – это еще не нужда и, таким образом, не "рынок спроса" на услуги рекламистов.
Почему не возникает обратной ситуации, когда не типографии, а РА "охотились" бы за полиграфистами, заказчиками их услуг?
А собственно, чего "охотиться-то"? Сама формулировка вопроса, допускающая наличие "жертвы" и "охотника" спорна. А уж в системе отношений с бизнесами смежников, которым сам бог велел быть партнерами - сомнительна. Вменяемые РА занимаются самопродвижением по любому, и либо типографии к ним обращаются, как любые другие бизнесы, которым нужны рекламные услуги, либо не обращаются, как любые другие бизнесы, которым они не нужны. Т.е. не понятно, что значит "охотиться" (и как) за типографиями как за потенциальными клиентами. Более того, убежден, что для всякой типографии ОЧЕВИДНО, что РА, дизайн-студия будет ЗАВЕДОМО согласна на "тупую" бартерную сделку, когда в обмен на свои услуги по проектированию рекламы они получат квоты на полиграфические услуги, которые 100% ликвидны.
Почему развивающиеся типографии, тратя большие средства на оборудование, строительство и прочее, не могут себе позволить потратиться на услуги РА?
Во-первых, далеко не все "не могут себе позволить". Точнее могут себе позволить практически все, но не все реально это делают. Между тем, примеры, достойные подражания, есть: "Моби Дик", "Образцовая типография", "Агат", "Роск", "Любавич". Это не специфическая проблема отрасли, и даже вообще не проблема, а положение вещей, которое предполагает, что у всех предпринимателей, собственников, управленцев разные представления о бизнес-культуре, разные амбиции. Хотя справедливости ради надо сказать, что есть некие специфические свойства, присущие отдельной отрасли. Например, при том количестве рекламы и зависимости от нее компаний действующих на туристическом рынке такого количества (доли) отстойной рекламы, которую распространяют о себе туркомпании, пожалуй, не на одном другом отраслевом рынке и не встретить. Вопрос «Почему полиграфисты "жмутся"» верней задать им самим.
Скажите, часто ли на Вашей памяти типографии становились клиентами РА, а не наоборот?
До осени прошлого года ответил бы "никогда". Но вот осенью прошлого года типография "Любавич" сочла возможным доверить нам редизайн корпоративного стиля. Предлагал же я услуги агентства и дизайн-студии всегда и всем типографиям, с которыми доводилось работать. Но всегда следовал отказ: "давайте все ж деньгами рассчитаемся". Вольному – воля.
Печать календарей раз в год с собственной символикой, что это: непрофессионализм или отсутствие необходимости в профессиональной рекламе (нет конкуренции)?
Странный вопрос. А с чьей же символикой, как не со своей, типографиям печатать календари? И почему календари надо печатать "не раз в год"? И если календарь с хорошим дизайном, качественно исполнен, почему ему не быть. Возможно, имеется в виду, что этого мало? Но вопрос о том, что делать лежит уже в области маркетинга и напрямую не связан с вопросом "как". Замечу: далеко не каждое РА, не говоря уж о дизайн-студиях, может взять на себя смелость сказать, что именно в комплексе маркетинговых мероприятий надо реализовать типографии. Я вот не возьмусь. А вот на вопрос как может или должна выглядеть реклама, хотя бы тот же календарь - охотно ответим. И словом и делом. Хотя есть исключения. Мне достоверно известно, что типография "Любавич" провела силами исследовательского агентства масштабное исследование о рынке спроса на полиграфические услуги. Как они им распорядятся - не знаю. Надеюсь, это повлечет за собой какие-то обращения и к нам. Но выводы из знания маркетинговой ситуации могут быть самые разные и вовсе не обязательно связанные именно с рекламой: ее количеством и качеством. Кому-то надо над "содержанием" своего дела больше работать, кому-то уже над "формой", кому-то уже ни то, ни другое не поможет, а для кого-то постоянное совершенствование - привычное состояние.
Может быть, несмотря на глас полиграфистов, эта конкуренция просто невелика?
Это очень конкурентный рынок. Это действительно так. Но было бы наивно полагать, что ресурсы и возможности саморекламы - самый важный аргумент. Мне, положим, выгодно было бы это утверждать, но это неправда. Есть масса факторов, которые мотивируют рекламистов работать с одними и не работать с другими типографиями. Реклама типографии должна быть встроена в систему мер. Особенно если эта типография адресует свои услуги преимущественно ушлым рекламистам.
А может быть, РА сами не выходят на этот рынок, не пропагандируют свои возможности (PR, маркетинг, исследования и т.д.).
Гипотеза о "неочевидных" для типографиях возможностях РА - это нонсенс. Агентствам не надо на него выходить - они на нем находятся. Отношения с типографиями - это ежедневный контекст. Отношения между рекламистами и полиграфистами порой очень тесные. Зачастую собственники и директора типографий и рекламных агентств хорошо друг с другом знакомы и типографии имеют ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ перед другими потенциальными клиентами представления об их деятельности. Типографии знают о клиентах рекламистов, объемах заказов, могут даже прогнозировать реализацию. А уж о возможном уровне доверительности этих отношений и говорить нечего. Он заведомо более высок, чем в отношениях с другими клиентами.
Ведь многие считают, что услуги РА очень дороги и рассчитаны только на крупных заказчиков - это так?
Собственно, почему типография заведомый "мелкий" клиент? Эти отношения с системной точки зрения могут быть типичными отношениями "бизнес для бизнеса". Большинство компаний, оказывающих услуги для других бизнесов отнюдь не "крупней", чем многие типографии. Более того, навярняка, типографиям услуги РА и дизайн-студий достанутся ДЕШЕВЛЕ чем другим заказчикам. И т.о. тезис о "непривлекательности" типографий как клиентов не выдерживает никакой критики. Более того, "типографии" даже интересней. Это наши партнеры, смежники, товарищи, в конце концов. И повышения уровня их бизнес культуры соответствует нашим интересам. Всегда приятней, отвечая на вопрос клиента: "С кем работаете?", указать на подрядчика с привлекательным, актуальным и заметным корпоративным имиджем. Повторюсь: потребность в услугах рекламных агентств со стороны типографий носит исключительно "культурный" характер. И очень досадно, что полиграфисты производя продукт, который формирует культурное пространство (то, что "краской по бумаге" видят миллионы), увы, в массе своей не испытывают потребности в элементарной бизнес культуре.
18 Янв 2019 Пт 08:50 РА - рекламное агентство и типография: рекламисты, дизайнеры и полиграфисты
Хорошая развернутая статья. У нас тоже и рекламное агентство и типография в одном лице. Беремся как за маленькие заказы так и за крупные тиражи. Мы повернуты лицом к каждому клиенту даже если он пришел просто распечатать один лист А4 формата.