К современному менеджеру часто предъявляют то же требование, что и к хорошему компьютеру: тот и другой должны уметь работать в условиях многозадачности. Однако способен ли наш мозг реагировать на многозадачную среду столь же бесперебойно, как кремниевый процессор? Оказывается, с точки зрения психиатра, многие менеджеры демонстрируют поведение, обычно характерное для людей с серьезными неврологическими нарушениями. Представим себе типичный современный офис. Мы видим сотрудника, который пытается делать одновременно множество дел и не способен сконцентрироваться ни на одном. Он просматривает почту и тут же разговаривает по телефону с коллегой, в ходе разговора то и дело отвлекаясь и переспрашивая своего собеседника. Его внешний облик производит странное впечатление: пальцы нервно постукивают по столу, а нога все время покачивается из стороны в сторону. В конце концов, мы узнаем, что в ходе разговора он ухитрился забыть о встрече, о которой календарь Outlook напомнил ему всего 15 минут назад. Знакомая картина? В клинической практике подобное поведение считается характерным для людей, страдающих ADD (Attention Deficit Disorder, «Синдром дефицита внимания»).
Что такое ADD? По мнению ученых, ADD – настоящая хроническая болезнь, в основе которой, вероятно, лежат генетические нарушения (недостаточное развитие лобных долей мозга). Люди, страдающие ADD, обычно не способны сконцентрироваться на решении приоритетных задач, невнимательны, медлительны и подолгу «зависают» на несущественных вопросах. Считается, что причина ADD – небольшой дефект (или, лучше сказать, особенность) анатомии нервных центров передних долей мозга. Речь идет о центрах, ответственных за эмоциональную сферу и принятие решений.
Хотя ADD считается патологией, у нее есть и положительная сторона: люди с этой особенностью (в последнее время, хотя ADD по-прежнему рассматривается как медицинская проблема, на Западе из политкорректности стараются избегать слова «болезнь»), как правило, отличаются творческими способностями, которые, однако, часто остаются неразвитыми из-за неорганизованности и неспособности принять важные решения. Хотя и нечасто, настоящий, генетический, а не вторичный ADD (о котором ниже) попадается и среди топ-менеджеров. Например, диагноз ADD был поставлен Дэвиду Нилману, генеральному директору компании JetBlue Airways . Нилман с огромным трудом прошел через все ступени школьного образования, ему тяжело давалось то, что казалось легким большинству его сверстников. Однако на своем рабочем месте он выдвинул несколько идей, которые полностью изменили облик индустрии авиационных перевозок. Например, Нилман придумал «электронный билет». Многие утверждали, что люди никогда не согласятся ехать в аэропорт, не имея на руках бумажного билета. Однако сейчас в США это происходит сплошь и рядом. Вообще, и это показывает и пример Нилмана, ADD считается прежде всего детской проблемой, его основной вред проявляется в неспособности ребенка соответствовать стандартам системы образования (поэтому он рассматривается в качестве learning disability, «учебной инвалидности»). Тем не менее, с взрослением ADD обычно никуда не исчезает; по подсчетам ученых, им страдают примерно 5% взрослых.
Может быть, сотрудники, подобные описанному в начале статьи, попадают именно в эти 5%? Однако последние исследования показывают, что людей с анатомическими особенностями, характерными для ADD, среди офисных работников не так много (что вполне естественно, ведь учитывая их природные склонности, корпоративная среда и менеджерские специальности для них не очень привлекательны). Зато, согласно исследованию Эдварда Гэловела, крупнейшего в мире специалиста по ADD, в условиях постоянного стресса и «многозадачности» корпоративной жизни, мозг многих анатомически вполне здоровых менеджеров начинает как бы имитировать ADD. В отличие от настоящего ADD, Гэловел предлагает называть этот случай приобретенного дефицита внимания ADT, Attention Deficit Trait («Особенность дефицита внимания» вместо «Синдром дефицита внимания»). Недавно Гэловел сделал достоянием гласности некоторые результаты своих наблюдений в статье для Harvard Business Review.
По словам Гэловела, в отличие от настоящего ADD, основанного на анатомических особенностях, приобретенный ADT всецело объясняется гиперинтенсивным окружением, в котором приходится работать большинству менеджеров, в особенности высокопоставленных. В ситуации, когда мозгу приходится обрабатывать слишком большой объем данных, его способность решать проблемы ухудшается, а количество ошибок стремительно возрастает. В работе анатомически здорового мозга появляются симптомы, характерные для ADD. Как это происходит и почему в мозгу включатся процессы, ослабляющие нашу способность мыслить и принимать решения? Оказывается, все дело в страхе.
Именно страх, а не дизлексия и ADD, с точки зрения неврологов, оказывается самым серьезным препятствием для нормальной работы мозга. Человеческий мозг, как известно, состоит из коры, которая ответственна за высшую нервную деятельность, и более глубоких отделов, задача которых – поддержание базовых жизненных функций: питание, дыхание, сексуальность и самосохранение. Страх как таковой – это нормальная реакция нижних отделов мозга на угрозу, и именно чувство страха поддерживает в нас инстинкт самосохранения. Вся эволюция человека – это, в конечном счете, история «твари дрожащей», цепляющейся за свою жизнь и ведомой подсознательным страхом. В противном случае человек просто не вышел бы победителем из эволюционного соревнования. В нормальной ситуации глубинные отделы головного мозга, ответственные за страх, не вмешиваются в работу его верхних отделов, в которых осуществляется процесс мышления и принятия решений. Совсем по-другому, однако, бывает, если объем информации слишком велик для «оперативной памяти» мозга.
В этом случае глубинные отделы мозга начинают воспринимать ситуацию как угрожающую жизни. Человек как бы оказывается «в ситуации выживания». Например, в ситуации, когда нам приходится принимать шесть ответственных решений в короткий промежуток времени и наш мозг не справляется с нагрузкой, шестое решение становится для него чем-то вроде кровожадного тигра-людоеда. Дело в том, что глубинные регионы мозга понимают перегрузку его передних отделов единственно возможным для них способом, то есть примитивно. Они начинают, посылать передним отделам сигналы паники страха, гнева и раздражительности. На что передние отделы отвечают, как могут. Их ответное послание звучит примерно так: «Сообщение получено. Пытаюсь решить проблему, но пока безуспешно». Это заставляет глубинные отделы посылать «наверх» еще более сильные сигналы страха и паники. Такой своеобразный «диалог» между разными отделами нашего мозга приводит к тому, что он «зависает», не в состоянии справиться уже не с реальными трудностями, а с объективно несуществующей «ситуацией выживания». Менеджер «в ситуации выживания» либо принимает импульсивные, крайние решения, либо пускает ситуацию на самотек, отказываясь отвечать на реально существующие вызовы. Таким образом, ADT опасен не только для вашего здоровья, но и для бизнеса.
Можно ли что-то противопоставить ADT? Вот несколько советов. Исследования нейрофизиологов показывают, что люди, находящиеся в физической изоляции друг от друга, больше подвержены ADT, чем люди, которые находятся в физическом контакте. Даже при высокой нагрузке контакт с другими людьми внушает положительные эмоции и уменьшает риск развития ADT. Отсюда совет, предназначенный, скорее всего, для менеджеров по персоналу: не допускайте физической изоляции сотрудников друг от друга. Следующий совет уже касается каждого: необходимо заранее подготовиться к возможности развития ADT и помочь верхним отделам мозга сохранить контроль над ситуацией. Хороший способ сделать это – заранее разделить задачи на главные и второстепенные или выделить часть рабочего времени, сделав ее свободной от переговоров, переписки. Таким образом, у вас появится время для планирования и осмысления ситуации. Проявляйте физическую заботу о мозге, не забывайте, что это всего лишь орган тела. Для этого избегайте недосыпания. Не стоит перенасыщать пищу углеводами: избыток глюкозы приводит мозг в нестабильное состояние. Наконец, если вы чувствуете приближение паники, остановитесь или попробуйте переключиться на другую задачу, которая способна оказать "очистительный" эффект на ваше сознание. Определите свои наиболее продуктивные часы и отведите именно их для решения наиболее сложных задач. Ну и, наконец, составьте себе памятку на основе этих советов и держите ее на рабочем столе на случай очередной атаки ADT.
20 Мар 2007 Вт 23:07 Менеджер по рекламе - менеджерам угрожает эпидемия ADD (Синдром дефицита внимания)!
Ув. Николай Попков!
Хотелось узнать Ваше мнение: многие считают, что учиться на менеджера в университете некорректно, т.к. ,получив диплом, выпускники сразу пытаются стать менеджерами на предприятиях, но их никто не бирёт, т.к. сперва необходимо поработать на низших должностях и показать себя. Однако молодёжь этого не хочет воспринимать и активно следуют по этому путю. Пологается, что наиболее эффективно поступать на меркетинг, т.к. он охватывает все сферы бизнес-деятельности по-немногу. Что вы думаете по этому поводу?PS выхватите кста :) супер скрин ! минут 10 отойти не мог :))))