Обсуждение изменений в закон об акционерных обществах 2006 - 01.07.2006 вступают в силу поправки в закон Об АО - Законодательство, G2B (Government-to-Business), политика и бизнес, лоббирование, public affairs, GR - реклама и маркетинг
С 1 июля все акционерные общества начинают жить по новым правилам: вступают в силу поправки в закон "Об акционерных обществах". Поправки устанавливают право выкупа крупных пакетов акций, а также регламентируют отношения между мажоритарными и миноритарными акционерами.
Поправки депутатов Госдумы Владимира Плигина и Лианы Пепеляевой в закон "Об акционерных обществах" были вынесены на рассмотрение Госдумы в апреле 2005 года. В окончательной редакции они были приняты 23 декабря 2005 года, а 5 января 2006 года подписаны президентом.
По замыслу разработчиков поправки должны уменьшить число недружественных поглощений ОАО рейдерами (подробнее о том, чем руководствовались парламентарии, см. в интервью председателя комитета по собственности Госдумы Виктора Плескачевского на этой же странице).
Законодательные новинки
В законе вводится понятие добровольного и обязательного предложения о приобретении акций. В случае добровольного предложения лицо, претендующее на пакет в размере более 30% акций компании, вправе сделать открытое предложение всем акционерам. По мнению экспертов, это позволит усилить контроль за деятельностью рейдеров. "Полулегальный отъем бизнеса негативно сказывается на привлекательности государства.
А олигархические структуры будут знать своих потенциальных противников",- говорит управляющий партнер юридической фирмы "Интеллект групп" Андрей Николаев-Полыновский.
Юристы указывают на то, что парламентарии остановились на пакете именно такого размера неслучайно. "Это кворум, необходимый на повторном голосовании собрания акционеров. По сути, имея его, любой акционер с помощью полулегальных операций может захватить предприятие",- рассуждает старший юрист дирекции M&A ИК "Финам" Константин Петоян. "Тем более есть технологии, позволяющие срывать проведение первого общего собрания акционеров, где требуется решение 50% плюс 1 голос. Например, вместо извещения о собрании акционерам рассылаются поздравительные открытки",- отмечает юрист Агентства антикризисных технологий и инвестиций (АНТИ, специализируется на M&A) Виталий Дадонов.
Кроме того, инвестор, желающий консолидировать более 30% голосующих акций, направляя другим участникам АО публичную оферту, должен в обязательном порядке предоставить банковскую гарантию.
"Банковская гарантия - еще один способ защиты от недружественного поглощения. Вопервых, ни один банк не даст ее компании, которая не имеет истории. Во-вторых, "засветившись" в банке, можно узнать о компании-претенденте подробную информацию, которую требует банк, а также и людей, стоящих за претендентом. Наконец, небольшие компании не смогут получить банковскую гарантию, ведь она стоит денег и может достигать нескольких процентов от предполагаемой сделки",- говорит Андрей Николаев-Полыновский.
Стоимость акций, приобретаемых в ходе добровольной оферты, формируется претендентом по личному усмотрению. В случае обязательной оферты - тремя способами.
Если акции эмитента котируются на бирже, их стоимость не должна быть ниже средневзвешенной за последние шесть месяцев. Во втором варианте привлекается независимый оценщик. И в третьем, если претендент приобретал акции компании в последние шесть месяцев, то их цена не должна быть ниже наибольшей цены, по которой они выкупались. Директор по правовым вопросам ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"" Антон Рогачевский полагает, что этот пункт приведет к удорожанию стоимости услуг профессиональных оценщиков. "Увеличится спрос на услуги независимых оценщиков, при этом не исключены судебные разбирательства по поводу корректности оценок. Естественно, оценщики будут закладывать в стоимость услуг возможные судебные издержки. Возрастет стоимость и профессионального страхования подобных рисков",- указывает Антон Рогачевский.
"Поправки делают прозрачной процедуру так называемой рейдерской скупки акций.
Владелец 30-процентного пакета теперь обязан провести рыночную оценку стоимости акций, ниже которой он не сможет скупать акции миноритариев. С введением такой схемы рейдер или просто желающий купить акции теряет возможность спекуляции с ценой. Условно говоря, скупив 30-процентный пакет, рейдер уже не сможет купить оставшиеся акции за копейки",- говорит ВиталийДадонов.
Возможности для рейдеров
Поправки помогут защитить ОАО от рейдеров, но всех проблем не решат, говорят эксперты. Аналитик бюро экономической безопасности Торговопромышленной палаты Москвы Дмитрий Зоткин считает: "Парламентарии надеялись, что с 1 июля недобросовестный инвестор, скупив 30% акций, не сможет поглотить общество, сэкономив на других акционерах". "Но рейдеры будут обходить этот пункт через аффилированные компании, чтобы не "светиться". Конечно, этот закон отпугнет от прямых скупок, но приобретения мелких пакетов будут продолжаться",- отмечает партнер юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин.
После получения публичного предложения ОАО, например, не вправе одобрять сделки с заинтересованностью, указывает юрист российской "дочки" транснациональной компании. "При этом у рейдеров есть возможность увеличивать стоимость оферты в течение месяца, таким образом, увеличивая предложение на одну копейку каждые 29 дней, они могут полностью блокировать деятельность компании",- полагает он. А Виталий Дадонов отмечает, что "по-настоящему заинтересованные в приобретении акционерного капитала лица будут уверены, что с момента их предложения активы предприятия не будут переписаны на третьих лиц".
Эксперты указывают и на ряд других спорных моментов "рейдерских" поправок. "Поправки игнорируют более мелкие пакеты, которые могут использоваться рейдерами. Так, непублично аккумулировав 25% акций, такая организация будет блокировать решения ОАО. Кроме того, обладая пакетом в 10%, рейдер получает право на внеочередное собрание, постоянное проведение которых может затормозить деятельность компании",- указывает Андрей Николаев-Полыновский.
95% равно 100%
Новая редакция закона "Об акционерных обществах" регламентирует отношения между акционерами, консолидировавшими 95% акций, и миноритариями. Согласно поправкам, лицо, которое смогло аккумулировать в ходе добровольной и обязательной оферты 95% акций, обязано выкупить у миноритариев оставшийся пакет.
"Если акционер аккумулировал 95% акций, то он обязан направить миноритариям уведомление о наличии у них праватребовать выкупа принадлежащих им ценных бумаг по рыночной цене. В случае если миноритарии не воспользуются этим правом, у мажоритарного акционера появляется право направить в общество требование о выкупе указанных ценных бумаг (п.1 ст.84.8.- "Бизнес").
Фактически оно сводится к тому, что после соблюдения всех технических процедур на лицевой счет мажоритарного акционера в безусловном порядке будут зачислены ценные бумаги, подлежащие выкупу, с лицевых счетов их бывших владельцев, а также с лицевых счетов номинальных держателей",- указывает Дмитрий Зоткин.
Эти обязанности также распространяются на тех акционеров ОАО, которые к 1 июля имеют 95% акций предприятия. Стоимость акций миноритарных акционеров рассчитывается из тех же параметров, что и в случае обязательной публичной оферты. Эксперты видят в этом пункте выгоду не только для бизнес-сообщества, но и для государства. "Это защитит миноритариев, акции которых должны быть выкуплены по рыночной цене. Но эти поправки выгодны Минфину: повысится собираемость налогов. Раньше куплей-продажей акций между российскими компаниями стороны могли занижать сумму сделки, проводя основные расчеты через офшорные фирмы. Теперь это сделать уже нельзя",- рассуждает Андрей Николаев-Полыновский.
Юристы по-разному оценивают этот пункт. "Тысячи людей лишатся своей собственности. Миноритарии, многие из которых получили свой пакет в обмен на ваучеры, будут вынуждены отказаться от своей доли и будут вытеснены из состава акционеров",- говорит директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер.
Он указывает на то, что ранее пакеты миноритариев постоянно размывали, а дивиденды не выплачивались.
Существует и другая позиция. "Теперь миноритарные акционеры смогут продать крупнейшему акционеру официально по максимально дорогой цене пакеты, которые никак не влияют на принятие решений",- отмечает Валерий Тутыхин.
А Дмитрий Зоткин полагает, что этот пункт выгоден как миноритариям, так и крупным акционерам. "Мажоритарные акционеры защищают себя от гринмейла (корпоративного шантажа.- "Бизнес"), когда владелец небольшого количества акций влияет на принимаемые решения компании путем блокирования сделок (так, Baltic Beverages Holding столкнулся с подобной ситуацией, когда ООО "Электромир", владелец 50 акций, блокировало объединение пивных активов на базе "Балтики")",- говорит Зоткин.
При этом учтены интересы миноритариев: цена выкупа определяется законодательством, а не волей мажоритарных акционеров, указывает он.
С ним соглашается Андрей Николаев-Полыновский: "Большинство таких пакетов осталось со времен приватизации, теперь у таких акционеров будет реальная возможность обменять их на деньги".
15 Июн 2006 Чт 10:01 Обсуждение изменений в закон об акционерных обществах 2006 - 01.07.2006 вступают в силу поправки в закон Об АО
Виктор Плескачевский: Мы создаем механизм цивилизованного поглощения
С 1 июля вступят в силу поправки в закон об акционерных обществах, которые призваны повысить прозрачность корпоративных отношений и снизить число захватов акций рейдерами. О том, почему закон позволит расширить полномочия владельца контрольного пакета акций, одновременно защитить права миноритариев, обозревателю "Бизнеса" Татьяне Алешкиной рассказал один из авторов поправок, председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.
- Почему затягивалось принятие столь важных поправок?
- Действительно, была проблема с их принятием. Два года назад мы внесли законопроект, направленный на создание условий для превращения ОАО в ООО, то есть для преобразования публичной компании в частную. Дело в том, что в России из-за ошибки в законе о приватизации образовалось невероятно большое количество АО, например, почти все сельхозпредприятия - акционерные общества открытого типа, хотя во всем мире они либо ООО, либо кооперативы. После того как документ поступил в Госдуму, вокруг него развернулась бурная дискуссия. И было немало заинтересованных лиц, которые выступали против принятия поправок. Против, конечно же, оказались все захватчики, все рейдеры, так как закон снижает их возможности шантажа. Также закон не нравился многим инвестиционным фондам, главным образом западным. Дело в том, что в середине 1990-х годов на Западе образовалось несколько фондов с инвестициями в России.
Они стали акционерами многих российских компаний, которые, по их мнению, имели большие перспективы. При этом фонды располагали в компаниях небольшими пакетами акций - максимум 10%. Для них стало сюрпризом то, что огромное количество инструментов наше корпоративное право не учитывает. Например, в мире существует практика регулярной выплаты дивидендов, однако большая часть наших компаний не считают своей обязанностью платить дивиденды акционерам. В итоге эти фонды оказались пораженными в правах. И у них появилось типичное поведение: пытаясь найти свою выгоду от вложений в компании, они стали настаивать на большем участии в управлении компаний. Представители фондов решили, что принятиепоправок еще больше усугубит их положение, так как у них не будет возможности доказать реальную стоимость своих активов. В то время как мы ориентировались на требования макроэкономики.
- Но, по большому счету, законопроект все же ущемляет интересы миноритарных акционеров, так как расширяет права владельца контрольного пакета акций…
- Мы сделали то, что есть во всем мире: владельцы 95% акций компании имеют право понуждать оставшихся акционеров к продаже. Многие непрофессиональные инвесторы назвали это механизмом вытеснения миноритариев. На самом деле этот механизм дозволяет крупному акционеру с большим капиталом сделать последний шаг - выкупить остальные акции и преобразоваться в ООО, к тому же он лишит миноритарных акционеров права шантажировать.
- Как вы считаете, часто ли владельцы пятипроцентных пакетов будут подавать судебные иски на мажоритарных акционеров?
- Споры по таким процедурам, безусловно, будут, только предметом спора будут не права акционеров, а достаточность возмещения. В ближайшее время в третьем чтении будет рассмотрен законопроект об оценочной деятельности, в котором предусмотрена материальная ответственность оценщика. Это означает, что предложение цены поглотителем компании связано с процедурами, то есть он не может это сделать одномоментно. Например, если владелец 30% акций желает увеличить свою долю в компании, он обязан всем объявить об этом. Все, кто имеет интерес в компании, в том числе и миноритарии, могут продать ему акции по предложенной цене либо заказать другую цену. Все продолжается до тех пор, пока тот акционер, который приобрел 30%, не набрал 95%. Как только он набрал 95%, он может оставшимся акционерам установить цену выкупа. Если они не согласны, то могут обратиться в суд. Обе стороны будут использовать профессионального оценщика, таким образом, в суде сойдутся два профессиональных мнения под риском материальной ответственности оценщика. Ведь сейчас в нашей действительности есть такое злое явление, как черный оценщик, собственно, так же как черный нотариус, черный аудитор. Так вот, материальная ответственность уменьшает волеизъявлениеи усмотрение оценщика давать любую цену. А поскольку большая часть наших АО не торгуется на бирже, без оценщиков не обойтись.
- А почему закон устанавливает публичную оферту именно для 30% акций, а, скажем, не для 25%?
- Эта цифра фигурирует в антимонопольном праве. Считается, что до 30% пакет акций не контрольный, а свыше 30% у владельца акций появляется очень важная миссия в составе общего собрания акционеров.
На самом деле, 30% - это маловато, можно поднять эту планку, так как бывают случаи, когда нарушаются права владельца 75% акций. Это в Америке контрольным пакетом можно называть и 7%, и 8%, и 12%, потому что там "распыленность" акций высока, так же как и защита их владельцев.
- Участники рынка опасаются, что рейдеры будут скупать акции не целым пакетом в 30%, а через аффилированных лиц небольшими пакетами. Учтены ли в законе механизмы защиты от подобных действий?
- Рейдеры таким способом поглотить компанию не смогут, потому что рейдер - это разбойник, задача которого приобрести по дешевке крупный актив. Обычно это лицо с ничтожным капиталом, работающее на заказ. А когда о покупке акций объявляется публично, рейдеру здесь не место. Покупать будут те, кто намеревается приобрести компанию, допустим, для холдинга. Сегодня большая часть поглощений, которые происходят в России, незаконны. Таким образом, мы фактически создаем механизм цивилизованного поглощения.
- Уменьшится ли количество корпоративных конфликтов после принятия закона?
- Снизить число конфликтов можно большей определенностью. В данном случае мы вводим режим поглощений. Но я уверен, что количество захватов все равно снизится, ведь рейдерам просто невыгодно будет на таких условиях поглощать компании.
Рейдерство в России приобрело угрожающий масштаб. Бороться с ним крайне сложно, и эта работа должна идти прежде всего с помощью реформирования корпоративного законодательства, пробелы которого используют захватчики. Недавно правительство России одобрило концепцию развития корпоративного законодательства, подготовленную совместно МЭРТ и нашим комитетом Госдумы по собственности. Я надеюсь, что пакет законопроектов, направленныйна противодействие недружественным поглощениям и захватам предприятий, будет внесен в Государственную думу еще в весеннюю сессию и у нас появится возможность в ближайшие два-три года усовершенствовать российское корпоративное законодательство.