Direct маркетинг - мобильная реклама - SМS реклама: реклама бьет по ушам и по карману абонента - Прямой маркетинг (директ-маркетинг, direct marketing): личные продажи, директ-мэйл, телемаркетинг - реклама и маркетинг
18 Авг 2005 Чт 00:32 Direct маркетинг - мобильная реклама - SМS реклама: реклама бьет по ушам и по карману абонента
Direct маркетинг - мобильная реклама - SМS реклама:
Реклама бьет по ушам и по карману абонента
В прошлом году российские абоненты сотовой связи потратили $300 млн. на мелодии и картинки для своих телефонов (по оценке исследовательской компании J‘son & Partners), немало они тратят и на дополнительные информационные услуги. Если учесть, что мобильными телефонами у нас, по разным оценкам, уже пользуются 50–100 млн. человек, понятен и интерес рекламодателей к абонентской базе сотовых операторов. Однако не стоит слишком легкомысленно относиться к рекламным SМS-сообщениям. В отличие от бесплатных листовок, они могут стоить денег.
«Набери 0919 - получи кредит быстро и выгодно. Кредит без залога до $50 000 + автокредит + ипотека + кредитные карты. Тариф 2,5 у.е. без налогов», - было указано в одном из SМS-сообщений, пришедших от оператора. Как выяснилось на сайте сотовой компании, абонент, воспользовавшийся этой службой, получит лишь справочную информацию о возможных вариантах кредита, но не сам кредит. В компании «КредитКонсалтинг», предоставляющей эту услугу, «Известиям» подтвердили, что служба предоставляет лишь справку. Компания выслушивает абонента, пожелавшего получить кредит по мобильнику, и согласно его запросам (сумма, проценты и др.) предоставит выборку по подходящим банкам. Сколько такая консультация займет времени? Наверное, не 5 минут. Но даже это время обойдется в $ 12,5 без учета налогов. Получается, что если абонент заинтересуется предложением, не уточнив на сайте оператора, что это за услуга, то за неплохие деньги получит лишь те же сведения, которые можно раздобыть на сайтах банков бесплатно. Почему в рекламе услуги не указано, что это всего лишь справочная служба, в компании затруднились ответить. «У нас в соглашении прописано много формальных требований, в том числе - как должна рекламироваться услуга. Набор короткого номера - часто спонтанное действие. И человек должен точно понимать, во сколько ему обойдется звонок и что он за свои деньги может получить», - объяснил в разговоре с «Известиями» Павел Нефедов, директор по связям с общественностью компании МТС.
«В законе о рекламе есть статья, предусматривающая наказание за недостоверную информацию. В данном случае я боюсь, что если мы будем возбуждать судебное разбирательство, то ясной перспективы не будет. Я бы не квалифицировал это как серьезное нарушение. Сегодня сложившаяся кредитная практика подразумевает получение кредита при покупке товара или в отделении банка. Сотовые операторы предлагают немало дополнительных услуг: прогноз погоды расскажут, билеты закажут и доставят. Но предполагать, что по одному звонку вам принесут деньги на дом… Я не уверен, что кто-то всерьез на это рассчитывает», - пояснил «Известиям» Андрей Кашеваров, замглавы Федеральной антимонопольной службы.
Операторы сотовой связи сегодня предоставляют более 50 дополнительных услуг, получить которые можно, позвонив на короткий номер: от прогноза погоды до юридической помощи на дорогах. В сотовых компаниях говорят, что такие услуги не менее популярны, чем мелодии и игры, - ими пользуются миллионы абонентов. По другим оценкам, регулярно интересуются прогнозом погоды или заказывают такси по мобильнику от 20% до 60% абонентов.
Эти услуги предоставляются сторонними компаниями - провайдерами услуг, которые заключают договор с оператором. Перед тем как выдать провайдеру короткий номер, оператор лишь оценивает востребованность услуги, а затем продвигает ее, за что получает часть дохода. Цена же таких услуг определяется самим провайдером. То есть такие SMS ничем не отличаются от рекламных листовок, каждый день закидываемых в почтовые ящики. Однако звонки по рекламируемым телефонам - небесплатное удовольствие.