25 Ноя 2006 Сб 14:30 Быть в форме. Униформа для промоутеров
Быть в форме. Униформа для промоутеров
Слово "спецодежда" у многих вызывает ассоциации с чем-то мешковатым и далеким от моды. В советское время не только костюм механика, но даже униформа продавщицы - белый нейлоновый халатик с невзрачной голубой отделкой- вызывала ощущение тоски. Поэтому красочная униформа продавцов McDonalds, Yves Rocher или "Рамстора", появившихся на нашем рынке в 1990-х годах, сама по себе уже создавала у посетителей ощущение праздника. Очень быстро подобную тактику взяли на вооружение и отечественные компании. Униформа сотрудников, общающихся с клиентами, стала неотъемлемой частью хорошего сервиса.
Какой же она должна быть? Стильный и красивый Прежде всего форменная одежда продавцов или промоутеров несет в себе атрибуты корпоративной культуры компании или продвигаемых брэндов.
"Девушки - промоутеры зубной пасты „Бленд-а-мед" были все в белом. При продвижения порошка Tide неизбежны оранжевые футболки, если рекламируется O-lay- черно-белые,- говорит Константин Дубинин, менеджер по связям с общественностью Procter and Gamble.- В то же время такой стиль выдерживается не всегда. Когда по телевизору шел рекламный ролик Fairy о жителях степей и мытье чанов из-под плова, участники промоакции ходили в такой же традиционной одежде".
В компаниях, которые представляют единый брэнд, например, в салонах мобильной связи "Евросеть" или "Связной", все продающие сотрудники одеваются в корпоративные цвета. "Компания воспринимается, как серьезный игрок на рынке, если заботится о внешнем виде сотрудников",- рассказывает Елена Ноготкова, PR-менеджер компании "Связной". Голубые рубашки "Связного", пошитые из голландской ткани, создают у покупателя впечатление солидности, а желтый верх продавцов "Евросети" ассоциируется с лидерством "Билайна" и самой "Евросети". Желтый верх сотрудников "Евросети" может варьироваться, но цвет остается неизменным - так сотрудника лучше видно. Желтой может быть как блузка, так и свитер, и купальник - в зависимости от погодных условий. Продавец может приобрести "фирменный" элемент одежды сам (и компания ему компенсирует эти затраты), либо обратиться в специально созданныйотдел корпоративной одежды, где висит около 30 моделей рубашек, блузок, блейзеров. "Выбрать одежду можно два раза в год (по две-три вещи раз в полгода). Кроме того, каждый может докупить еще, если считает необходимым, по льготной цене. Мы тесно общаемся с производителями и предлагаем все время новые модели. У каждого человека есть несколько вещей, чтобы они могли их менять",- рассказывает руководитель пресс-службы "Евросеть" Татьяна Гуляева.
Между тем, многие компании очень тщательно относятся к подбору оттенка корпоративной униформы (указывают цвет по таблице цветов Pantone). Ведь несмотря на то, что цвета могут совпадать, разница в оттенке всегда есть. Именно поэтому компания Yves Rocher просит поставщика своей униформы специально красить ткань, чтобы создать уникальный оттенок.
Все дело в фасоне
Согласно закону Лавера, известного модника середины прошлого века, один и тот же костюм будет "неприличным - за десять лет до своего времени, бесстыдным - за пять лет, смелым - за год, нарядным - в свое время, вышедшим из моды - годом позже, забавным - через 30 лет, очаровательным - через 70, красивым - через 150".
Ресторатор Евгений Гаврилов, совладелец ресторана "Грибоедов", убежден, что времена маек с логотипами в униформе сотрудников уже безвозвратно прошли ("по крайней мере несколько лет назад"). "Я считаю, что при нынешней конкуренции, независимо от того, насколько дорог ваш брэнд, обращать внимание на внешний вид сотрудников, детали упаковки товара и прочие „мелочи" необходимо: все это „работает",- говорит Евгений.- Для разработки униформы наших официантов (в стиле 1920–1930-х годов, когда происходит действие романа „Мастер и Маргарита") дизайнеры специально собирали информацию: в чем ходили люди в то время? Для мужчин у нас пошиты рыжевато-коричневые с белыми квадратиками жилетки, льняные брюки и серые рубашки в полоску. Для девушек - наколки, блузки с воротникомстойкой, короткими рукавами и кружевами на горле и манжетах, юбки-трапеции и фартуки с такими же кружевами".
Форменная одежда может придать сотруднику строгий деловой вид или "легкомысленность" - ведь, надев униформу, человек преображается, и порой демонстрируетне свойственные ему собранность или дружелюбие, веселость или интеллигентность. "Длинная юбка недопустима для продающего сотрудника: она очень академична и сковывает движения, создает впечатление, что менеджер нерасторопен",- рассказывает Галия Галямова, директор Boutique-Online,- а сотрудник салона сотовой связи, продающего дорогие „умные" телефоны не может обслуживать клиентов в свитере с горлом и джинсах, потому что это одежда для отдыха. Ему больше подойдет униформа в стиле „кибер" или классический деловой костюм".
Практичный подход
Елена Ноготкова, подчеркивает, что выбрать униформу, которая полностью бы отвечала стилю и ценностям компании, выполненную в корпоративных цветах, удобную для сотрудников, которая бы при этом еще приятно выглядела и нравилась покупателям (но не была чересчур маркой и быстро снашиваемой) совсем не просто. "Для наших сотрудников мы шьем комплект из двух рубашек или блузок с короткими рукавами, двух с длинными и с теплой вещью - жилетом, свитером или кофтой для девушек. Производством униформы занимается российская компания, однако шьется она из импортной ткани".
Действительно, любые мелочи в костюме сотрудника могут повлиять на мнение покупателя о компании. "Сотрудник компании, продвигающий брэнд стиля luxury, не может быть одет в костюм из ткани по 40 руб. за метр. Это то же самое, как если бы в ресторанах быстрого питания вас обслуживал кассир в бархатном камзоле или платье с корсетом,- говорит Галия Галямова.- Ткань не должна мяться, но при этом желательно, чтобы она была натуральной- лен или хлопок, ведь сотруднику придется в ней работать по 8–10 часов. Заказчику нужна "плащевка", которая дышит, шерсть, которая не колется… Есть и другие трудности: при пошиве корпоративных деловых костюмов заказчик всегда просит, чтобы ткань была дорогой и износостойкой. Но такие ткани не поставляются в Россию большими партиями, а при заказе их из-за рубежа приходится ждать как минимум два месяца".
Комплект униформы сотрудников ресторана "Грибоедов" обходится в 4500–5500 руб. и изнашивается в течение четырех месяцев. Вместе с тем, униформа продавца ТД "Перекресток" стоит 600–2000 руб. "Как правило,каждому сотруднику шьется два одинаковых костюма, чтобы он мог менять их при стирке, то есть „комплект". При носке в интенсивном режиме- ежедневно по десять часов,- комплекта сотруднику хватает максимум на полгода",- рассказывает Галия Галямова. Дополнительный заказ корпоративной одежды компании делают в разных случаях: если устарели прошлые комплекты, были наняты новые сотрудники, сменилась сама модель одежды.
Изначально униформа была принята только в войсках. Однако впоследствии персонал железнодорожного транспорта, метрополитена и других служб стал экипироваться одинаково. В настоящее время униформу разрабатывают профессиональные дизайнеры, причем порой люди с именем: так, Кристиан Лакруа проектировал униформу для 35 тыс. сотрудников авиакомпании Air France. А руководство авиакомпании "Сибирь" выбрало для создания своей униформы британскую компанию Landor, которая предложила оригинальные ярко-зеленые ремни для бортпроводников, сочные шарфики и туфли стюардесс, а также шляпки. Так что можно сказать, что за корпоративной униформой - будущее, и не случайно ежегодные выставки, представляющие новые веяния в этой области моды, собирают все больше посетителей.