10 Дек 2006 Вс 16:29 Формирование имиджа руководителя
Формирование имиджа руководителя
Имидж, вызывающий доверие
Деньги - это идея, основанная на доверии. Все что увеличивает доверие к вам и вашей компании увеличивает доход. Имидж помогает в этом, так как имидж лежит в основе доверия. Клиент, который не доверят, денег не платит. А доверие клиента формируется не только благодаря профессиональным качествам персонала или персоны, но и благодаря их внешнему виду.
Отсутствие правильно разработанного корпоративного имиджа компании и имиджа ее сотрудников может, стоит компании девяти десятых ее дохода.
Когда мы заходим в банк, в хороший банк, в надежный, мы наблюдаем такую картину: дорогой мрамор, золоченые перила, ковровые дорожки, качественная мебель, солидные таблички. Каждый предмет интерьера говорит нам: "Мы состоим из денег. У нас много денег. Здесь сплошные деньги". И мы понимаем, что в этот банк можно поместить наши капиталы, мы можем этому банку доверять, здесь наши деньги могут быть в сохранности. Это первое, на что мы можем обращать внимание. Ведь никто еще не отменял правила, что право на первое впечатление мы имеем один раз. И только потом, мы будем уточнять, каковы условия сотрудничества.
А теперь давайте представим такую ситуацию. Вы видите на билборде рекламу банка. Например, "ИКС-банк". На рекламном щите крупными буквами написано: "Шагните в будущее вместе с нами!". Вы приезжаете в офис этого банка и видите старомодную, но качественную мебель, которая уже слегка поистрепалась от времени, устаревшие модели оргтехники, пожилые сотрудники в костюмах 20-ти летней давности. Возникнет ли у вас ощущение, что именно с этим банком имеет смысл шагнуть в будущее. И все, что нужно исправить в их корпоративном имидже, это фразу на билборде. Возможно, она должна звучать так: "Мы дорожим традициями банковского дела!". И теперь никаких разногласий не возникнет.
То же самое происходит порой с деловым имиджем. Понаблюдайте, сможете ли Вы, зайдя в чужой офис, сразу определить кто начальник, а кто – подчиненный? Не всегда. Посмотрите внимательно на своих сотрудников или коллег… Все ли из них имеют безупречный имидж, которому хотелось бы доверять? Или задумайтесь: а как должен выглядеть имидж, который вызывает доверие? Ведь есть какие-то принципы и законы, по которым важно сформировать имидж, внушающий доверие. Или просто имидж, который соответствует занимаемой должности, который отражает специфику деятельности человека.
Имидж – это отражение социального статуса человека. Сложно заподозрить, что дама в малиновом джемпере и короткой черной юбке вызовет уважение делового партнера на переговорах при заключении крупной международной сделки. Иными словами, наш внешний вид о многом может рассказать окружающим. Какой ручкой вы пользуетесь? Фирменная ли у вас заколка для галстука? Скатываются ли тени от того, что макияж выполнен некачественной косметикой?
Имиджмейкер – это переводчик. Есть какая-то идея, которую вы желаете сообщить окружающим о себе с помощью визуальной коммуникации. Именно эту идею имиджмейкер умело "переводит" на язык цвета, линии, фактуры, пропорций. Цельный гармоничный образ создает более благоприятное впечатление на окружающих. Зачастую только лишь оттенок цвета пуговиц может разрушить все сочетания элементов наряда.
Итак, давайте разберемся в терминологии. Имидж (подражание) это какая-то картинка или "рисунок" внешности, созданный под определенную задачу. Например, может быть деловой имидж, политический, сценический и т.д. Имидж понятие в большей степени социальное. Он отражает ту сферу, с которой мы привыкли или хотели бы себя отождествлять, наш статус в обществе. Иными словами, если в среде шоу-бизнеса принято использовать достаточно яркие цвета одежды, много блеска и эпатажа, то, создавая имидж шоу-звезды или шоумена, мы будем "подражать" этим театральным правилам.
Тогда что же такое стиль? Стиль это отражение внутренних качеств личности или индивидуальности во внешней форме. Таким образом, имидж может быть стильным и безвкусным. Стильный имидж построен на индивидуальных особенностях конкретного человека и раскрывает его сущность. А просто имидж, скорее всего, будет стремиться втиснуть человека в общепринятые в какой-то среде жизни рамки. Стиль построен на линейности или основной "идее" лица человека. Поэтому при создании индивидуального стиля крайне важно учитывать сочетание цветовой гаммы, формы и пропорций аксессуаров, силуэтной линии одежды, цвета и фактуры волос и множества других нюансов, которые могут быть явно не видны, но при рассмотрении общей "картинки" человека согласованность даже мелких, незначительных деталей является чрезвычайно желательной. Вспомните ситуацию, когда вы наблюдали девушку секретаря, одетую в деловой костюм, строгие туфли, с деловой прической, но все эти элементы имиджа никоим образом не сочетались между собой (возможно, отсутствовала гармония цвета, или эти туфли совершенно не подходили данной девушке, и она выглядела в них смешно, а ее макияж делал лицо старше лет на двадцать). В идеале, желательно четко знать, где заканчивается имидж и начинается стиль и как совместить эти два понятия. Профессионально формированием имиджа занимается имиджмейкер, а разработкой индивидуального стиля стилист. А также есть имиджмейкеры-стилисты, которые знают, как грамотно согласовать эти два направления воедино. Имиджмейкер-стилист работает только с внешностью клиента на основе глубоких знаний линии, формы, качества, фактура и, конечно, истории стиля. Мы можем удивляться тому, как имидж стилист, даже не общаясь с клиентом и не зная его характера, может точно сформулировать определенные черты индивидуальности. На самом деле, все крайне просто вероятно наша внутренняя сущность способна формировать внешние черты лица и фигуры. Надеюсь, термины мы прояснили и теперь можем поговорить о том, как вам самостоятельно овладеть основами формирования делового имиджа. В чем суть или идея делового имиджа? Каким образом теперь перевести эти понятия на язык одежды, аксессуаров, прически и других элементов внешности? В этой статье я приведу таблицу-подсказку с основными моментами, касающимися мужского имиджа.
Идея
Собранность,
профессионализм,
стабильность,
консерватизм
кажущаяся не эмоциональность,
спокойствие,
уверенность,
основательность
Цвет
Серый,
серо-синий,
серо-бордовый,
серо-фиолетовый,
серо-коричневый,
серо-оливковый;
коричневый;
шоколадный;
синий (темный);
черный (но не более 40% в одежде).
Идеален переход от черного внизу – через серо-коричневый – к светлому
Обувь
Черная,
Темно-серая,
Темно-синяя,
Шоколадная,
не используются металлические набойки
мыс обуви прямоугольно-овальный или овальный
нежелательная сплошная подошва
Линия
Силуэт строгий,
крой прямой
полу приталенный,
детали одежды простые,
лаконичные,
особой вычурности нет.
Ткани и фактуры
Тонкая шерсть,
кашемир
шерсть с лавсаном,
хлопок,
плотный трикотаж,
допустима кожа и замша матовых фактур,
мех – короткий.
Рисунки – тонкая полоска, квадратная или прямоугольная клетка, рубчик
Прически
классика, средней длины, аккуратная.
Украшения и аксессуары
часы и заколка для галстука.
Можно носить два кольца (одно – обручальное),
браслеты и цепи, если надеваются, то не носятся на виду.
Портфели и сумки должны выглядеть пропорционально росту и комплекции.
Сумки должны быть устойчивы (профиль – прямоугольник, квадрат, прямоугольно-овальный).
Украшения среднего размера, строгие, лаконичные, неподвижные.
Часы должны быть такие, чтобы обязательно был виден циферблат и стрелки (идея "я контролирую время").
Недопустимо большое количество дробных камней и ремешки из лаковой или крокодиловой кожи.
Желательно носить обручальное кольцо (символ стабильности).
Золото, из которого изготовлены изделия, должно быть белое или желтое
Можно носить серебряные и платиновые изделия, изделия из гладких, матовых металлов.
Недопустимы в обуви или одежде молнии.
маникюр
Маникюр – ногтевая пластина должна на 2 мм. Отступать от подушечки пальца.
Ароматы
Классические;
свежей, неинтенсивной гаммы
Возможно, деловой имидж покажется вам сухим и скучным, но это далеко не так! Попробуйте поработать с ним внимательнее. Обращайте внимание на сочетаемость различных элементов одежды и аксессуаров. Несомненно, каждый человек индивидуален и неповторим. Особенно хотелось бы обратить внимание на то, что строгие каноны делового имиджа в сочетании с индивидуальным стилем дают великолепные результаты! Человек начинает ощущать себя еще более уверенно и непринужденно, становится еще более привлекательным и вызывает больше доверия у партнеров. Вот что говорит один из наших клиентов, получивший консультации по созданию делового имиджа, по выявлению индивидуального стиля:
"До получения консультации, я покупал вещи не разбираясь, идет она мне, или не идет.
Часто следовал советам друзей, или покупал такие же вещи, как у других людей, когда видел, что они им идут, в надежде, что покупки будут и на мне смотреться красиво.
После консультации и приобретения именно той одежды, которая отвечает моему внутреннему миру, я почувствовал себя самим собой. Как будто спала вся шелуха, навязанная годами "носи это, или то", "нужно выглядеть так-то и так-то". Как будто я освободился от каких-то "не моих Я".
Нельзя сказать, что они были нелепыми, но это был не Я. Стал чувствовать себя увереннее. Стал видеть "свою" одежду в любом магазине, что очень сильно экономит время и деньги, потому что эта одежда не висит в гардеробе, а используется по прямому назначению.
И вещи в гардеробе стали сочетаться друг с другом, что создает многообразие образов.
Спасибо за консультацию!" А. П. (бизнесмен-консультант по бизнесу)
Специфика деятельности имиджмейкера в России такова, что его можно сравнить со стоматологом. Все знают, что зубы лечить надо, но не все регулярно идут в клинику. Слово "имидж" звучит ежедневно в нашей жизни, но не каждый еще готов идти на консультацию или на обучение. Все просто: зубной врач причиняет боль, которую не очень хочется ощущать. Имиджмейкер говорит о том, что нужно что-то изменить в гардеробе, в себе, в прическе, в макияже и т.д. И почти все мы желаем этих перемен к лучшему также, как и, почти все, желают иметь здоровые зубы. Но перешагнуть барьер и решиться на визит к имиджмейкеру… для этого нужен весомый повод.
Этот повод есть. Если ваш имидж вызывает доверие, вам легче будет преуспеть в жизни, получить еще более высокопоставленную должность, еще больше прибыли, увеличить свой доход. Ведь деньги охотнее доверяют тем, кому доверяют. А имидж может значительно влиять на формирование доверия к вам. Если вы заинтересованы в процветании, вы начнете улучшать свой имидж.
21 Фев 2007 Ср 20:21 Формирование имиджа руководителя
Имидж современного руководителя
Сегодня всем известна аксиома: позитивный, продуманный и адекватный имидж компании – важная составляющая успешного бизнеса. Именно имидж руководителя является одним из основных факторов формирования имиджа организации, а вместе они составляют целостную систему, мощно воздействующую на потребителя, донося до него информацию обо всей деятельности организации.
Каким же образом имидж личности руководителя влияет на формирование имиджа организации, и можно ли этим процессом управлять? В этой статье мы будем опираться на несколько вводных постулатов:
1.Имидж есть то, что позволяет потребителю отличить одну компанию от другой, являясь одним из основных инструментов неценовой конкуренции.
2.Имидж – одна из составляющих корпоративной культуры, находящаяся на ее поверхности, доступная восприятию и, тем самым, активно воздействующая на сознание потребителя.
3.Корпоративная культура есть отражение личности первого лица компании, его своеобразный "портрет в интерьере".
4.Именно имидж первого лица является той "заготовкой", первичным "оттиском", с помощью которого потом издаются серийные копии: имиджи сотрудников (в том числе работающих с клиентами, представляющих компанию на рынке).
5.Совокупный имидж всех лиц, имеющих отношение к компании, есть корпоративный имидж, олицетворение компании в глазах ее потребителей, нечто, позволяющее ей занять достойное место под солнцем.
Имидж имиджа
В момент работы над этим материалом я, как водится, вышла в Интернет, чтобы ознакомиться с тем, что уже написали на эту тему мои коллеги. Первое, на что посчастливилось наткнуться, было объявление:
"Ваш персональный имидж!
Для Вашего хорошего настроения и красоты, художник-модельер разработает у Вас на дому Ваш персональный имидж.
Подбор личного стиля в одежде и макияже.
Косметология, визаж (все виды макияжа в т.ч. использование элементов боди-арта)".
Этот призыв развеселил и озадачил. Я решила снять срез представлений об имидже у людей различных профессий и возрастов. Вот какие сведения об имидже имиджа мне удалось собрать из ответов неиспорченных темой собеседников на вопрос о том, что такое имидж:
1) Это как сотовый телефон, зажигалка, автомобиль могут подчеркнуть твою деловитость и уверенность в себе. Кроме мобильного может быть все, что угодно – прическа, фикса во рту, костюм....
2) Это про то, как очки втереть!
3) Это то, что вызывает доверие и привлекает внимание.
4) Это репутация.
5) Это красота.
6) Это первое впечатление – когда по одежке встречают.
7) Это актерское мастерство.
8) Это требования к внешнему виду и знаниям правил этикета
9) Вся современная жизнь – это такой Имиджевый Уроборос (Уроборос – мифический змей, сам себя кусающий за хвост). Человек покупает сотовый телефон, имидж которого поможет ему поднять свой имидж делового человека. Имидж делового человека поможет поднять ему свой имидж как счастливого человека. А с имиджем счастливого человека он легко сможет заработать деньги на сотовый телефон, который поможет ему поднять его имидж делового человека....
10) Это признак успешности.
Кинув беглый взгляд на список этих воззрений на имидж, сразу можно увидеть, что имидж воспринимается как нечто искусственное и неопределенное, призванное заявить миру о красоте и успешности его носителя, – этакий скафандр супермена или гиперзвезды…
Что ж, для определения имиджа все вышеперечисленное необходимо, но явно недостаточно. Я решила не останавливаться на достигнутом, пойти дальше и взглянуть, как определяют имидж специалисты разных областей:
1) Имидж – представление о компании, возникающее у потенциальных клиентов на основе информации, которая распространяется благодаря рекламе, средствам массовой информации, мнениям потребителей товаров или услуг компании.
2) Внешний имидж компании – это то, как воспринимает ее общество, средства массовой информации и инвесторы. А внутренний – отношение к компании ее персонала и руководителей. Внутренний имидж также влияет на восприятие компании обществом, т.к. именно сотрудники компании представляют ее перед покупателем, создают важнейшую эмоциональную связь компании с клиентами.
3) Персональный имидж необходим для ознакомления испытуемого со своим внутренним миром.
4) Имидж укрепляет два важных компонента в мироощущении клиента: привлекательность и уверенность в себе.
5) Имидж – это не просто внешние атрибуты, это множество нюансов, которые нельзя оставлять без внимания.
6) Имидж компакт-диска – это, прежде всего, копия структуры файловой системы и данных, находящихся на этом диске.
Больше всего мне понравилось последнее определение, даваемое программистами, – своей точностью и лаконичностью. Именно оно будет нам наиболее полезно для понимания смысла корпоративного имиджа, для этого стоит лишь заменить переменные, оставив неизменной суть:
Имидж компании – это, прежде всего, копия корпоративной культуры компании, включающей в себя ее структуру, принятую в ней систему коммуникаций, ценности, убеждения и способы мышления и понимания окружающего мира.
Имидж первого лица – это, прежде всего, копия структуры личности первого лица, с ее системой ценностей, мировоззрением и способностью к самовыражению.
Итак, когда речь заходит об имидже компании, прежде всего, говорится не о расплывчатом понятии "успешность", а об отражении сути, характера, индивидуальности, исключительности, уникальности компании, – о том, что в действительности, а не формально, отличает ее от всех остальных. Именно такой имидж переводит образ компании из виртуального, расплывчатого и неопределенного в реальность, превращая его в мощный и действенный инструмент влияния.
Основное следствие хорошо сформированного имиджа – создание определенности. Любая неопределенность является для человека фактором, вызывающим стресс, создающим напряжение и побуждающим к самостоятельному мышлению. Для компании крайне невыгодно, чтобы ее потребитель самостоятельно домысливал недостающие ему сведения о ней, ведь неизвестно, куда заведет его свободный полет фантазии. Поэтому основная функция имиджа – передать внешнему миру такое сообщение, которое было бы понято быстро и точно, без искажений. Именно с целью достижения точности передачи информации о себе по каналам коммуникации и необходимо формировать имидж сознательно, исключая лишнее и подчеркивая необходимое.
Трудности перевода
Поскольку технически любой образ создается с помощью материальных и нематериальных знаков, то, встречаясь с имиджем в реальности, мы имеем дело с некоторой метафорой, кодом, пиктограммой, иконкой, лаконично передающей сообщение о содержании и несущей в себе символическое послание, помогающее быстро распознать предъявляемую в ней суть.
Человечество за историю своего существования успело накопить огромное количество символов, многие из которых вобрали в себя дополнительные смыслы, поэтому даже классическую символику непросто понять вне контекста. Один и тот же символ может означать солнцеворот, приносящий счастье в дом, или напоминать о чудовищной идеологии и миллионах загубленных жизней... Когда же речь идет о человеческой самопрезентации, то дело расшифровки послания осложняется еще больше.
Лирическо-исторический
экскурс
Представьте себе на минуту не тускнеющий во времени имидж Гая Юлия Цезаря и попробуйте в двух-трех словах определить: что это был за человек?
Сам себя он определял как "не любителя, дилетанта, но знатока военного дела, опытного и талантливого полководца", подчеркивая такие свои качества, как, например, мягкость и милосердие по отношению к врагам, популярность среди солдат.
Однако, знакомясь с литературным наследием его современника Цицерона, мы можем обнаружить, по крайней мере, три различных образа Цезаря, сменяющих друг друга на протяжении сравнительно недолгого времени:
1) "Несправедливый властелин" и "надменный царь", политический интриган и авантюрист, стремящийся ниспровергнуть существующий строй, захватить единоличную власть;
2) Император, "самый славный и щедрый человек", "лучший и могущественный", "яркий свет великодушия и мудрости", великий реформатор;
3) Враг всех "честных" граждан, "падший гражданин", "разбойник", "позор для государства", "тиран, поправший все божеские и человеческие законы и свободу".
При этом, "… когда я вижу, — добавлял Цицерон, — как тщательно уложены его волосы и как он почесывает голову одним пальцем, мне всегда кажется, что этот человек не может замышлять такое преступление, как ниспровержение римского государственного строя".
А ты не верь глазам своим, как говорится… Одна и та же личность, так по-разному истолковываемая одним и тем же современником: что же за человек Гай Юлий Цезарь?
Мы видим, что основа его имиджа закладывалась и видоизменялась его деяниями. Определяя одним словом переживший тысячи лет имидж этого человека, мы называем его Великим.
Трагикомедия ошибок
Вот уже несколько лет я веду тренинги и работаю с компаниями и их первыми лицами в рамках программы "организационная культура", одним из разделов которой является тема имиджа. Иногда несоответствия между формируемым руководителем образом и его воспринимаемым имиджем поразительны. При этом горестные восклицания самопрезентующихся – "Хотели как лучше, а получилось как всегда" – зачастую звучат не столько комично, сколько грустно, вызывая искреннее сочувствие стороннего лица.
Вспоминается недавний опыт, когда мне довелось проводить комплексную работу по формированию корпоративной культуры в одной из Замечательных Компаний.
Как это часто бывает, когда приглашают внешнего консультанта, ситуация была не из простых. Дела в компании шли не то чтобы очень… Директор (он же основатель бизнеса) "бился, как рыба об лед", пытаясь замотивировать "разленившихся" сотрудников. Сотрудники, попав в поле террора со стороны директора, "впали в кому" и, пробуждаясь временами от вечного сна, потихоньку подыскивали себе другую работу.
Прямое разрешение такого конфликта потребовало бы слишком долгого времени и душевных затрат участников, поэтому я проводила работу в параллели: демотивированные руководители высшего звена были отправлены на обучающий тренинг, руководитель – на консультирование. В первый же день выявилось трагическое имиджевое несоответствие: тот образ, который руководитель пытался донести до подчиненных, шел вразрез с тем, как они на самом деле его воспринимали.
Разговор в машине по дороге на тренинг:
Консультант: Что для вас самое важное? Почему Вы этим занимаетесь?
Директор: Хочу быть полезным этим людям. Покупаю сейчас новый представительский офис: центр города, солнечная сторона, красивая мебель. Специально ездил сам, выбирал, чтобы им было удобно, светло и тепло….
Консультант: Чего бы Вам хотелось достичь в бизнесе?
Директор: Хочу делать красивый бизнес с умными людьми. Хочется совершить такое, чего никто до нас не делал! В моих планах – запуск в ближайшее время второго производства, такого в России ни у кого еще и в мыслях нет!
Консультант: Какое качество Вы больше всего цените в себе?
Директор: Креативность! Чтобы не заскучать, я все время что-нибудь творю.
Разговор с участниками в первый день тренинга:
Консультант: Попытайтесь определить мотивацию вашего директора: что для него самое важное? Почему он этим занимается?
Сотрудники: Ему главное – набить карманы бабками. Гребет из кассы все подчистую для своего нового офиса.
Консультант: Чего бы ему хотелось достичь в бизнесе?
Сотрудники: Да он как ходил с клетчатыми котомками на рынок, так и в бизнесе челночит. В нашем офисе процветают те же "рыночные, котомочные" отношения… Ни о чем другом, кроме спекуляции, этот торгаш и не мечтает!
Консультант: Каким основным качеством вы могли бы охарактеризовать вашего Директора?
Сотрудники: Два качества: скупость и тупость! Он сам не может научиться решать вопросы, поэтому все время называет нас дебилами.
Вечером вместе с Директором попытались разобраться, в причинах такого чудовищного несоответствия:
Директор: Я не знаю, что с ними случилось? Раньше все было иначе: нас было 10 человек, мы работали сообща, фирма стремительно развивалась. Я щедро делился: повышал им зарплаты – у нас самый высокий по городу уровень!
Консультант: Попытайтесь определить, кем Вы были для них тогда: "отцом", "кумиром", "другом", "палачом", "покровителем", "авторитетом"? Как Вы сами могли бы определить свою роль в отношениях с этими людьми раньше, когда все было хорошо?
Директор: Скорее, кумиром… Я запускал невероятные проекты, которые неизменно приводили к успеху, это вызывало восхищение. Я доверял им решение важных задач, а они боготворили меня. Я все время был вместе с ними, и они любили меня и называли гением…
Консультант: Что произошло потом? Какой момент был, на Ваш взгляд, переломным в ваших отношениях?
Директор: Коллектив вырос за два года в 30 раз: сейчас у нас триста человек. Многие меня знают лишь издалека, я не могу поддерживать со всеми доверительных отношений. Я сделал себе отдельный кабинет, многих людей не вижу месяцами.
Консультант: Знают ли они о Ваших ближайших планах?
Директор: Конечно, нет! Сейчас я вынужден играть роль "палача": мне не нравится, что и как они делают! Я часто просто прихожу в бешенство, но ругаться не умею, это у меня плохо получается… Неужели мне надо научиться качественно играть роль "палача"???
Консультант: Нет. Не нужно играть чужих ролей. У Вас уже есть собственная, проверенная и эффективная, находясь в которой, и Вы, и Ваши сотрудники чувствовали себя хорошо. Станьте снова для них "кумиром"! Поделитесь планами, зажгите идеями, вызовите желание работать с таким гением, как Вы… Вы увидите, насколько это вдохновит людей, и насколько все изменится.
Через некоторое время тренинг и консультирование закончились, я оставила эту компанию развиваться самостоятельно. Через две недели у меня зазвонил телефон. Счастливый голос пропел в трубку: "Звонят из Замечательной Компании. У нас после тренинга душевный подъем!!! Мы свернули гору дел, у нас теперь ТАКИЕ планы, ого-го!!! И что ты сделала с нашим Директором??? Он совершенно другой: он летает, такое творит! Он обалденный!!! Он действительно просто гений!"
Конечно, гений. Кто бы спорил. Уточнение руководителем собственного, чуть замутившегося с течением времени, имиджа подарило ему обновленный и вновь вдохновленный коллектив сотрудников. Развитие фирмы получило второе дыхание. Начавшее было цвести, болотце очистилось внутренними ключами и вновь превратилось в источник живой воды.
И не могло быть иначе: для того чтобы образ был живым, необходимо осознавать и развивать соответствующую ему роль. Имидж не может быть застывшей картиной, а живость ему придают адекватные действия. Не только через костюм, но именно через действия персонажа формируется роль и оживляется имидж. Вспомните Великого Цезаря: в зависимости от своих действий он перевоплощался в сознании современников то в "надменного царя", то в "яркий свет великодушия и мудрости", то в "разбойника" и "падшего гражданина". Ведь именно то, что и как человек делает, характеризует его как личность.
Характерные мелочи
Характер выражается во всем – в любой мелочи. И кстати, особенно в мелочи важно! Например, Тарковский в лекциях по кинорежиссуре описывает такой случай. Расстреливают партизана. И перед тем как стать к стенке, партизан снимает шинель, аккуратно складывает ее и кладет – посреди луж на чистый сухой пенек. Очень яркая и важная деталь, открывающая суть человека!
Вот еще один случай из жизни. В Сакраменто (Калифорния) мой собеседник познакомился с эмигрантом из Украины – автослесарем, который поведал, как непросто ему было найти работу: "Долгое время все просто отказывали. Потом, далеко не сразу, постепенно я узнал, насколько важную роль там играют, казалось бы, мелочи: как составлено письмо в фирму и резюме. Когда, наконец, меня стали приглашать на собеседования, много времени прошло, прежде чем я понял, что американцы до того, как услышать, что ты говоришь, смотрят на то, с инструментами какой фирмы ты пришел…"
Что же делать с мелочами?.. Ведь действительно они выводят характер на поверхность. Можно нарядить человека в дорогой костюм и научить не ковырять в носу, но всех ситуаций не предусмотришь, мелочи рано или поздно, но неизбежно выдадут истинную сущность с головой… Как важные мелочи, которые невозможно изменить, включить в общий образ, чтобы они не портили картину, а украшали ее, усиливая позитивный имидж?
Ответ прост: всегда быть верным себе. Ведь недостаток, на самом деле, это достоинство, которое просто проявилось не в том месте или не ко времени, а это случается от недоверия к себе и рождающейся из него суеты. Чем больше доверия к себе вы испытываете, чем больше ориентируетесь на внутренние обстоятельства, тем более адекватно будете выглядеть в обстоятельствах внешних. Можно легко стать жертвой навязанного имиджа, но можно пойти другим путем: самому свободно выбрать себе объект для идентификации. Ведь имидж – не самостоятельно существующий фантом, а органичная часть целого, с единством стилевых особенностей, обусловленных определенным мироощущением.
Любая фирма всегда имеет свое лицо, и у любой фирмы всегда есть счастливые предпосылки к созданию целостного образа. Четкая очерченность имиджа верного себе руководителя будет привлекать к нему верных ему и компании сотрудников. Тогда может настать и чудесный момент усиления индивидуальности первого лица индивидуальностями его окружения. И тогда имидж фирмы будет шире и значительнее имиджа одной только персоны – это редкий, но прекрасный и встречающийся в природе случай. Вы и сами вспомните подходящий пример из истории: Великий Цезарь создал Великую Римскую Империю!
В правильном направлении движемся, товарищи?
Виктор Пелевин от имени героини одного из своих романов определяет суть технологии создания имиджа таким правилом: "Поскольку бытие вещей заключается в их воспринимаемости, любая трансформация может происходить двумя путями – быть либо восприятием трансформации, либо трансформацией восприятия. Мы, лисы, используем трансформацию восприятия. Мы воздействуем на восприятие клиентов, заставляя их видеть то, что нам хочется. Наведенный нами морок становится абсолютно реален…"
Действительно, в формировании имиджа есть два основных направления: "от себя" и "от другого".
Следование первому пути позволяет изменить мир силой своей личности, здесь основной девиз: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас". Это путь лидера. По нему идут те, кто привык задавать тон, является образцом для подражания и законодателем мод, создает новые ниши и торит новые пути. Назовем его путем революционера – он короткий, опасный и быстрый.
Второй путь идет через адаптацию к существующим условиям, человек руководствуется народной мудростью: "В чужой монастырь не лезь со своим уставом". Это путь ведомого. Эти люди делают то, чего от них ждут, подстраиваются, учитывают конъюнктуру, клиент-ориентируются, пытаются быть "как все, но лучше" и путем конкурентной борьбы отвоевывают уже существующие ниши. Этот путь мы назовем путем эволюции – он длинный, проверенный и долгий.
Казалось бы, есть выбор. Но, выбирая одно, мы жертвуем другим. Оба пути слишком радикальны и ограничены. Крайность – всегда худшая возможность. Тем более, что организация – и ее лидер, и сотрудники (его внутренние клиенты) – единый организм. Поэтому внутренний имидж руководителя должен выстраиваться с учетом обеих возможностей. А поскольку нельзя идти одновременно по двум дорогам, то остается создать свой собственный, третий, назовем его Срединным, путь. Два основных вопроса, на которые должен ответить себе человек, избравший этот путь с целью осознанного формирования имиджа:
1) "О чем на самом деле я хочу сказать миру ЭТИМ?",
2) "Кому именно я хочу ЭТО сказать?",
помогут и проявить все то лучшее, что есть в личности, и учесть ту среду, на которую направлено воздействие имиджа. Такой подход – уже не просто мастерство, а искусство; правда, и в результате получается не изделие марки "ширпотреб", а нечто действительно уникальное, интересное, "за душу берущее".
Известно, что в художественном произведении происходит "приращение смысла" слова: оно означает то, что означает всегда, и то, что оно означает в данном конкретном произведении, где к слову прибавляется новое, более широкое и более глубокое значение благодаря активизации всех возможностей языка.
Таким же образом может действовать и первое лицо компании: являясь матрицей, в соответствии с которой выстраивается компания, являясь ее глубинной сутью, приращивать свой собственный смысл с помощью деятельности всей организации. Помните: лидер формирует свиту, но и "свита делает короля". Именно произведение имиджа руководителя и имиджа всей организации способно серьезно усилить эффект. В итоге такой художественной трансформации имиджа из персонажа сможет родиться Персона, из ничего не говорящего имени фирмы – Бренд, из неопределенности – точность, а из безликости – яркий образ. Вот тогда-то имидж компании действительно позволит потребителю не только выделить ее из общей массы, но и предпочесть всем остальным.
22 Фев 2007 Чт 04:23 Формирование имиджа руководителя
Мужчины тоже беспокоятся о своей внешности, но они стесняются задавать вопросы — вероятно, по этой причине они реже обращаются за консультациями. Темные тона, гармоничные цвета и однотонность костюма — вот совет, полезный для любого мужчины. Вертикальные и диагональные линии, необъемные ткани, пропорциональность костюма — это принципы, справедливые для представителей любого пола. Но есть некоторые моменты, о которых должны думать именно мужчины. Так что давайте перейдем к ним и начнем с костюмов.
Костюмы
Выбор покроя костюма всегда зависит от личного вкуса. Но для большинства мужчин — за исключением смелых авангардистов и европейских щеголей — подойдет не слишком узкий и не слишком бесформенный костюм. Ищите что-то среднее между бесформенными американскими и узкими европейскими костюмами. Ваш костюм должен сочетать в себе удобство американского стиля и элегантность европейского. Следовательно, идеальный костюм должен быть слегка притален, с подчеркнутой линией плеч и обладать умеренно высокими, но удобными проймами.
Перейдем к деталям.
Лацканы пиджака не должны быть ни слишком узкими, ни слишком широкими. Идеальная ширина — примерно три с половиной дюйма (9 см). Лацкан должен заканчиваться примерно посередине между воротничком сорочки и проймой. Широкие лацканы всегда делают фигуру мужчины шире.
Как правило, прорезные карманы с клапанами более соответствуют официальному костюму, хотя они и придают дополнительный объем бедрам. Накладные карманы оставьте для спортивных пиджаков и костюмов. Прорезные карманы всегда делают вас более стройным.
Остерегайтесь разрезов сзади. Они очень изменяют вид пиджака, влияют на посадку и движения. Из трех возможных вариантов пиджаков — без разрезов, с одним разрезом или с двумя — специалисты по мужской одежде рекомендуют двойные разрезы, что типично для английских костюмов. Такой фасон делает стройным любого мужчину, за исключением тех, у кого очень полные бедра (в таком случае лучше ограничиться одним разрезом). Почему два разреза делают мужчину выше? Линии разрезов визуально удлиняют ноги, делают движения более свободными. Когда мужчина кладет руки в карманы, разрезы позволяют пиджаку не натягиваться на ягодицах. А когда вы садитесь, ваш пиджак меньше мнется. Разрезы не должны быть слишком глубокими. Глубина разреза, по мнению специалистов, должна ограничиваться линией прорезных карманов (то есть 18-23 см) от края пиджака для стандартного костюма.
Покрой
Плохой покрой костюма делает мужчину толстым и непропорциональным точно так же, как и женщину. Хотя в хороших магазинах мужской костюм подгонят под фигуру, полностью перешить костюм вам там не смогут. Естественно, они предпочитают ограничиться самыми минимальными переделками. Другими словами, вы не можете рассчитывать на то, что в магазине решат все ваши проблемы. Вам следует знать основные моменты.
Пиджаки
Самые проблемные области пиджака — это плечи, проймы, грудь и длина. Если три первых элемента не сидят хорошо, когда мужчина впервые примеряет пиджак, это уже навсегда. Как правило, исправить эти дефекты невозможно. Длину пиджака можно изменить на 2-5 см. Если вы укоротите пиджак больше, то нарушите пропорциональность костюма в целом. Вот как должен сидеть хороший пиджак.
Плечи должны быть достаточно широки. Если они слишком узкие, вам будет трудно двигаться, а в области плеч появятся некрасивые складки. Рукав должен свободно спадать с плеча, не образуя складок или заломов.
Пиджак должен быть достаточно широк в груди, чтобы вам было в нем удобно, когда пуговицы застегнуты. Для проверки сядьте в застегнутом пиджаке.
Проймы должны быть вырезаны достаточно глубоко, чтобы рукав не врезался в подмышку. Слишком глубокие проймы (и широкие рукава) полнят мужчину, а рукава закатываются, если поднять руку.
Пиджак идеальной длины полностью закрывает ягодицы. Обычный способ проверки длины — опустить руку и померить длину — не всегда точен, так как у разных людей руки разной длины. (Для высокого мужчины пиджак должен быть длиннее, чтобы соблюсти пропорциональность костюма.)
Примеряя пиджак, мужчина должен надеть официальную рубашку, чтобы проверить длину рукава и высоту воротника. Традиционно воротничок рубашки должен выступать над пиджаком на 1-1,5 см, а рукава могут на те же 1-1,5 см выглядывать из рукавов.
То, как выглядит костюм или спортивный пиджак, во многом зависит от следующих моментов (причем все это очень несложно исправить):
Воротник пиджака должен плавно закругляться вокруг шеи, а лацканы, напротив, должны плотно прилегать к груди.
Пиджак должен быть слегка притален. Прямой пиджак кажется мешковатым. Но и слишком приталивать пиджак не стоит, поскольку в таком случае могут расходиться разрезы.
Рукава должны быть длиной до запястья, когда руки свободно опущены вдоль тела. Если вам нужно переделать рукава, портной должен измерить обе руки, так как их длина может различаться.
Брюки
Если вы подшиваете брюки, обязательно примеряйте их с обувью. Брюки с отворотами следует подшивать по прямой линии, причем они должны быть достаточно длинны, чтобы примерно на на 1-1,5 см прикрывать подъем ботинок.
Стандартный размер отворота — 4 сантиметра для мужчины среднего роста и 4,5 см для высокого мужчины. Брюки без отворотов подшиваются так, чтобы впереди они были немного короче, а сзади свободно спускались на ботинки, причем их длина должна быть до того места, где ботинок переходит в каблук.
Брюки должны сидеть на талии, а не на бедрах, как джинсы, и уж ни в коем случае с бедер не сваливаться, как у нетрезвого сантехника. На талии брюки не только хорошо сидят, но и маскируют выступающий живот.
Брюки должны слегка сужаться от бедра к щиколотке. Забудьте о брюках-клеш и о совершенно прямых брюках — они делают мужчину невысокого роста совсем маленьким.
Шаг брюк должен быть удобным. Если брюки в шагу висят, это делает фигуру мешковатой и приземистой.
Передние карманы не должны отвисать. То же справедливо и по отношению к складкам. Ширина брюк в бедрах должна быть такой, чтобы карманы плотно прилегали к телу, а складки оставались прямыми и не расходились.
Рубашки, воротнички и форма лица
Поскольку воротничок рубашки является продолжением лица мужчины, форма воротника может не только визуально изменить форму лица, но и оказать существенное воздействие на общий вид человека. Значит, рубашку надо подбирать правильно. Как же это сделать?
Форма воротничка бывает следующей:
с острыми уголками;
отложной с прямыми уголками;
на пуговке;
на стойке;
итонский воротничок (с булавкой);
воротничок-стойка.
Как правило, форма воротничка подбирается в зависимости от формы лица и длины шеи. Золотое правило в этом вопросе — противоположности притягиваются. Круглолицему мужчине подойдут воротнички с острыми уголками, длинное лицо будет лучше смотреться, если воротничок более широкий. Длина шеи влияет на форму воротничка иначе. Для короткой шеи нужны короткие воротнички, для длинной шеи — более высокие. Вы должны всегда помнить следующее:
короткая шея = низкие воротники-стойки, плоские воротники;
длинная, тонкая шея = высокие воротники-стойки, воротнички на стойке;
худощавое, длинное лицо = воротнички средней ширины и широкие;
круглое лицо — воротнички с острыми уголками, длинные или средней длины.
короткая толстая шея или полное круглое лицо — никаких маленьких отложных воротничков и воротничков на пуговках. Вам больше пойдут воротнички с острыми уголками. Скругленные уголки подчеркнут форму лица.
лицо и шея среднего размера — воротнички среднего размера.
Общие правила
Двубортные костюмы выглядят официально и хорошо смотрятся, когда застегнуты — на верхнюю или на нижнюю пуговицу, но не на обе вместе. Невысоким мужчинам лучше застегивать только нижнюю пуговицу. Но следует помнить, что большинство мужчин выглядят более стройными в однобортном костюме.
К спортивным пиджакам относится все вышесказанное, но они могут быть несколько свободнее, чтобы под них можно было надеть свитер.
Длина пальто. Пальто не должно быть выше колена. Если пальто слишком короткое, пропорции нарушаются и мужчина выглядит мешковатым, приземистым и неуклюжим. Оптимальная длина — 15-20 см ниже колена, но, разумеется, все зависит от телосложения.
Большие блестящие пряжки на ремнях привлекают внимание к области живота, поэтому лучше выбирать менее заметные пряжки и не слишком широкие ремни — не более 3 см шириной. Длину ремня нужно также выбирать правильно. Ремень не должен выступать за первую шлевку более чем на несколько дюймов. Но и слишком короткий ремень смотрится некрасиво.
Галстук тоже должен быть правильной длины. В завязанном виде кончик галстука должен достигать талии брюк (еще одна причина, по которой не следует носить брюки на бедрах).
Выбирайте ткани, не обладающие лишним объемом. Вельветы и твиды придают дополнительный объем. Костюм лучше всего шить из качественных тонких натуральных тканей. Ткань должна быть мягкой и хорошо драпироваться.
Если у вас крупная голова, линия плеч у пиджака может быть шире.
Мужчинам с животиком не стоит надевать свитера с широкой резинкой в области живота.
Чересчур широкие брюки идут только высоким мужчинам. Мужчинам ниже среднего роста лучше предпочесть слегка зауженные или совсем узкие брюки.
Пиджаки на трех или даже четырех пуговицах могут сделать мужчину более высоким и стройным, но они должны соответствовать его образу жизни. Такие костюмы выглядят немного вычурно, поэтому они должны гармонировать с личностью хозяина.
Не стоит носить тяжелые большие ботинки с узкими брюками — особенно, если у ботинок квадратные носы.
Не советуем носить мешковатые широкие пиджаки. Приталенный пиджак выглядит гораздо более элегантным.
Не носите широких ярких галстуков с цветными рубашками. Не стоит носить галстук в полоску с полосатой рубашкой.
Забудьте о том, чтобы держать руки в карманах — это нарушает вертикальную линию.
Для официальных случаев мужчине с животиком можно надеть жилет, а не завязывать широкий шелковый пояс. Если вам все же нужен этот пояс, помните, что складки должны смотреть вверх — чтобы крошкам было куда падать, наверное.
Воротнички на официальных рубашках должны прилегать к шее, не врезаясь в нее, но и не отставая. Слишком большой воротничок смотрится так же плохо, как и чересчур маленький. Сама рубашка должна быть удобной, но не слишком просторной, чтобы материал не собирался в складки. Хлопковые рубашки могут сесть при стирке. При покупке такой рубашки прибавьте 1-1,5 см на длину рукава и размер воротничка.
Дополнительные советы для крупных мужчин
Вертикальная линия, которую создает мелкая полоска, вам очень подойдет. О клеточке лучше забыть, разве что она будет очень мелкой и почти незаметной. Выбирайте однотонные темные ткани — это самый безопасный для вас вариант.
Костюмные ткани должны быть гладкими, не слишком объемными. Выбирайте такие ткани, которые хорошо драпируются.
Одежда не должны быть слишком облегающей, иначе она подчеркнет все складки.
Пиджак должен быть немного длиннее обычного и свободно сидеть на спине. Рукава следует немного заузить.
Брюки должны быть немного шире в бедрах, чем обычно.
Двубортные пиджаки вам не пойдут, но если вы все же носите двубортный костюм, застегивайте пиджак на нижнюю пуговицу.
Вам лучше предпочесть брюки без складок и защипов на талии. Брюки со стрелками следует выбирать такие, чтобы вы легко могли дотянуться до карманов. Брюки должны сидеть строго на талии.
Мужчинам с большими животами лучше носить брюки с подтяжками. В таком случае брюки сидят лучше, а под пиджаком подтяжки совершенно не видны. Если вы собираетесь носить брюки с подтяжками, то они должны быть немного длиннее и на 1-1,5 см шире в талии, чем обычно.
Выбирайте простую обувь, без лишних украшений.
Дополнительные советы для невысоких мужчин
Покупайте одежду маленьких размеров, рассчитанную на невысокий рост. Не стоит покупать одежду обычного размера и укорачивать ее — так вы нарушите пропорциональность.
Плечи у пиджака должны быть не слишком широкими, но квадратными.
Длина пиджака решает все — не носите ни слишком длинных, ни чересчур коротких пиджаков.
Брюки следует сузить книзу немного больше, чем обычно.
Обувь не должна быть слишком изящной.
Пальто и плащи не должны быть слишком длинными. Идеальная длина — чуть ниже колена.
25 Фев 2007 Вс 19:03 Формирование имиджа руководителя
Создание позитивного образа руководителя во многом определяет успех его деятельности. Власть человека над людьми зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого вами впечатления и привлекательности. Одежда человека, его внешний облик влияют на отношение к вам подчиненных, коллег и т.д.
Характеристиками руководителя (делового человека) являются:
1. верность слову; слово дороже любого договора;
2. умение принимать неординарные решения, позволяющие успешно действовать и решать проблемы;
3. эрудированность и широта знаний во многих вопросах;
4. привлекательный внешний вид.
Телосложение, рост имеют значение для карьеры. Крупные люди воспринимаются как более значительные, это способствует их более быстрому продвижению, они изначально выделяются. Амбициозные люди маленького роста считают, что их рост — вызов судьбы, поэтому они много работают. Их жизнь посвящена трехступенчатой схеме — работа, работа, работа, чтобы на них не смотрели свысока, но заметили.
В деловом общении большое значение имеет пол. Если мужчина не видит в собеседнице женщину, это резко ухудшает ее имидж. Аналогично и женщина хочет видеть в деловом партнере мужчину, если этого нет — его имиджу нанесен урон.
Твердость в отношении с партнерами, подчиненными понижает имидж, так как воспринимается как бездушие.
Укрепить имидж помогут следующие рекомендации:
будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми;
облекайте жесткие аргументы в мягкие выражения;
в деловом контакте примиряйте интересы, а не позиции — этого достаточно. Имидж страдает, когда человек начинает отстаивать свои позиции, бороться за то, что не имеет значения для дела.
Злоупотребление утверждениями, категоричность суждений, безапелляционность снижают имидж руководителя. Наоборот, задавая вопросы, руководитель демонстрирует интерес к собеседнику и его мнению. Психологическое преимущество на стороне задающего вопросы, а не отвечающего на них. Это является скрытым комплиментом, повышающим имидж руководителя.
Успеху способствует имидж порядочного человека. В политической жизни скомпрометировать конкурента — значит уничтожить его.
Отсутствие приятельских отношений с сотрудниками и подчиненными также работает на положительный имидж руководителя. Его воспринимают как строгого, недоступного, занятого только делом человека. В нашей стране на имидж руководителя плохо влияет приближение к себе своих родственников, наследников, членов семьи.
Имидж руководителя зависит от эстетического впечатления, которое складывается у его подчиненных. Первое впечатление зависит от внешнего вида, манеры поведения, стиля одежды.
Формирование положительного имиджа руководителя во многом определяется его умением общаться с подчиненными. Существует ряд проверенных приемов. К их числу относится прием быстрого запоминания имен и отчеств. Чтобы быстро запомнить имя и отчество, необходимо несколько раз повторить его вслух. Запоминать можно и по ассоциации с именами знакомых, видных деятелей и т.д. Можно мысленно повторить про себя имя и отчество или дать установку на запоминание: "мне необходимо запомнить этого человека", "этот человек мне очень нужен" и т.д.
Чем более персонифицировано обращение к человеку, тем оно лучше действует. При разговоре с подчиненным можно поинтересоваться его самочувствием, спросить, все ли дома в порядке. Это значительно повышает имидж руководителя как человека заботливого, внимательного и т.д. В отдельных случаях можно сделать комплимент относительно того, как хорошо выглядит женщина.
Одним из приемов создания положительного имиджа руководителя является умение делать комплименты подчиненным. Многие руководители опасаются захвалить, перехвалить подчиненных. Вообще в нашей стране существует явный перекос в сторону жесткого обращения с подчиненными. У нас не принято хвалить подчиненных, наказания преобладают над поощрениями, в то время как психологами установлено, что поощрения являются лучшим, чем наказания, стимулом к труду.
Человека в очках окружающие воспринимают как более начитанного и образованного. Некоторые люди с отменным зрением (особенно японские бизнесмены) специально носят очки без диоптрий, стараясь таким образом повысить свой имидж. Вместе с тем очки с затемненными стеклами являются препятствием для общения, так как могут раздражать собеседника тем, что скрывают глаза собеседника. В целом чем скромнее одежда, тем выше имидж руководителя. Забота о своей внешности — скрытый комплимент окружающим.
По результатам социологического опроса на тему "Каким вы желаете видеть своего руководителя" был составлен современный идеальный образ руководителя, с точки зрения подчиненного:
он один из нас;
он лучший из нас;
он даст нам больше, чем любой из нас.
Одежда — важная часть имиджа человека. Старомодно одетый руководитель может угодить в глазах окружающих в разряд консерваторов: костюм вышел из моды, а значит, и взгляды несовременны. В гардеробе руководителя должно быть несколько видов костюмов.
Вечерний костюм — одежда обязывающая. Идеальное сочетание — белая (или в тонкую полоску) сорочка, галстук классических расцветок, черные или темно-коричневые носки, черные туфли. На работу такой костюм носить не рекомендуется, он для досуга (презентации, встречи, вечеринки и т.д.).
Деловой костюм допускает более свободные сочетания. Необходимо учитывать гамму цветов. Лучшее сочетание — оттенки коричневого и синего цветов, придающие облику руководителя авторитетность. Самая простая реализация такого сочетания — в галстуках. Для выступления на серьезных совещаниях, когда надо максимально привлечь внимание, выделиться среди других, лучше надеть синий костюм, белую рубашку и красный галстук. Блеклые тона костюма и галстука не привлекут внимание и притупят интерес к выступающему. При длительном выступлении яркие тона и детали одежды вызывают нарастающее раздражение.
Выбор костюма зависит от фигуры. Если ваша фигура не подходит под описание "высокий, стройный мужчина", то двубортный костюм из своего гардероба лучше исключить и выбрать однобортный. Можно сочетать пиджаки и брюки разного вида.
Особо нужно остановиться на имидже деловой женщины. Наиболее подходящая одежда для работы — деловой костюм: юбка с пиджаком, блузкой, жакетом. Платья допустимы в жаркую погоду. Одежда не должна быть слишком облегающей. Прическа строгая, элегантная, украшений должно быть как можно меньше, но дорогих. Не следует злоупотреблять косметикой.
Эффекты восприятия человека человеком
Эффекты восприятия — это психологические особенности, в силу которых мы воспринимаем человека или относимся к нему определенным образом. Существует много примеров, когда люди блестяще делают свое дело, но во многих других областях оказываются беспомощными.
Эффект ореола. Человека, добившегося больших успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на большее и в других областях. Многочисленные факты доказывают, что для этого нет должных оснований, что это заблуждение, однако в сознании людей этот эффект обычно срабатывает безотказно.
Для подтверждения существования эффекта ореола был проведен следующий эксперимент. Группе раздали задания, затем, не проверяя, одной половине участников сказали, что они прекрасно справились с работой, а другой — что плохо. После этого группа получает еще одно задание примерно такой же сложности, как и первое. В результате большинство из тех, кого похвалили, вторую работу сделали лучше, чем те, чья первая работа была названа неудовлетворительной. Таким образом, при выполнении краткосрочных планов эффект ореола действует, хотя и не на всех людей в одинаковой степени.
Почвой для возникновения эффекта ореола являются личные впечатления от краткосрочных результатов. Исследования психологов показывают, что у человека, испытывающего удовлетворение, наблюдается улучшение остроты зрения, слуха, осязания и повышается уверенность в себе, в своих возможностях и способностях.
Люди по-разному реагируют на неудачу. Слабого человека неудача дезорганизует, угнетает, выводит из себя, сильного — мобилизует. Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: "Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед". Поражением человека всегда считается ситуация, если он смирился с ней. А если человек не смирился — то это временная неудача. Это справедливо для сильных личностей. Многие выдающиеся личности считали, что поражение гораздо полезнее победы, поскольку победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать.
Эффект неудачника. Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах. Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи. Особенно важно это в бизнесе. Фирмы и деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи.
Эффект порядка. При поступлении противоречивой информации (проверить которую невозможно) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой. Изменить мнение очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с руководителем: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. Это характерная особенность поведения любого человека. Просто руководитель может себе позволить стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников ("успеть вдуть в уши начальству", "засветиться" и т.д.).
Эффект приятного и неприятного человека. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать больше достоинств, так как он вызывает у нас положительные эмоции. Потребность в положительных эмоциях — одна из важнейших потребностей человека. Поэтому человека, удовлетворяющего эту потребность, мы оберегаем, не допускаем плохих мыслей о нем. Для усиления положительных эмоций мы наделяем человека всевозможными достоинствами.
Эффект проекции. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки. Когда человек мил, приятен, то в нем представляется все хорошим, даже недостатки кажутся милыми или не замечаются.
Эффект "иррадиации красоты". Исследования психолога Л.Я. Гозмана показали, что физическая привлекательность мужчины существенно зависит от внешности женщины, в обществе которой он постоянно появляется. Есть определенная выгода от общения с внешне привлекательными людьми — рядом с ними и тебя самого могут оценить выше.
В заключение необходимо подчеркнуть, что во все времена ценились и будут цениться такие качества руководителя, как:
честность, порядочность, принципиальность. Эти качества отмечаются в первую очередь и служат основой для любой оценки руководителя и создания его имиджа;
справедливость, уважение к другим людям, умение держать свое слово, обязательность, доброжелательность, приветливость, сдержанность и уравновешенность. Эти качества непосредственно связаны с психологическим климатом в коллективе и определяют взаимоотношения между руководителем и подчиненными;
объективность, организованность, дисциплинированность. От этих деловых качеств руководителя зависит результативность его деятельности.