Реклама в газете 2: законодательство о рекламе в СМИ: федеральный закон о рекламе,Что такое реклама, реклама – это информация - Законодательство, G2B (Government-to-Business), политика и бизнес, лоббирование, public affairs, GR - реклама и маркетинг
01 Окт 2005 Сб 20:16 Реклама в газете 2: законодательство о рекламе в СМИ: федеральный закон о рекламе,Что такое реклама, реклама – это информация
Реклама в газете 2: печатные СМИ и законодательство о рекламе в СМИ: федеральный закон о рекламе 108-ФЗ, Что такое реклама, реклама – это информация
1.2. Законодательное обеспечение рекламной деятельности
Четкое определение обсуждаемого понятия «реклама» появилось с принятием Закона РФ «О рекламе» №108-ФЗ от 18 июля 1995 г. в статье 2 «Основные понятия».
Оно трактуется так: «Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, его идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний».
Итак, запомните, что реклама – это информация:
• о конкретном лице (физическом или юридическом) или о товарах;
• об идеях и начинаниях.
Эта информация:
• распространяется в любой форме, с помощью любых средств;
• предназначена для неопределенного круга лиц;
• призвана формировать или поддерживать интерес к лицам, товарам, начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей, начинаний.
Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу (п. 4, с. 1), а также на объявления физических лиц (п. 5), в том числе и в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Итак, закон «О рекламе» распространяется (т.е. к рекламе относятся):
• объявления физических лиц, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
• любые объявления юридических лиц, лишь бы они соответствовали приведенному определению рекламы и не касались политики.
Напомним, что государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе возложен на федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), несоблюдение закона «О рекламе» ведет к ответственности.
В феврале – марте (27 февраля и 6, 13 марта) 2001 г. «Российская бизнес газета» опубликовала к этому закону комментарий. Он подготовлен сотрудниками Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России, под руководством первого заместителя министра Н. Е. Фонаревой и основан на практике применения антимонопольными органами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Не забывайте, что реклама некоторых видов товаров может регулироваться также другими изменениями и дополнениями в законах РФ, регламентирующих рекламную деятельность и касающихся рекламы отдельных видов товаров и услуг. Например, после принятия ФЗ «О рекламе» было принято изменение в закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» № 18-ФЗ от 7 января 1999 г., в статье 17 сказано: «Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допустима только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе».
В этой же статье говорится и о рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов готовой продукции. Теперь не менее половины рекламной площади должно использоваться «для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации».
Закон «О рекламе» должен быть настольным справочником любого сотрудника рекламной службы. Обязательно ознакомьтесь не только с ним, но и с комментариями к нему, а по всем вопросам, ответы на которые вы не сможете найти сами, обращайтесь в свой территориальный антимонопольный орган.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Наиболее часто встречающиеся в печатных средствах массовой информации нарушения закона «О рекламе»:
• использование терминов в превосходной степени – «Самые лучшие цены», «Только у нас», «Единственная фирма...». Статья 7 запрещает использование терминов в превосходной степени, если их невозможно подтвердить документально;
• указание только номера лицензии, без органа, ее выдавшего. Пункт 3, ст. 5 гласит: «Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию»;
• реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, без пометки «подлежит обязательной сертификации» – нарушение п. 4, ст. 5;
• размещение заметок рекламного содержания без надлежащего сообщения об этом, в частности, путем пометки «на правах рекламы» – это нарушение п. 1, ст. 5. Следует отметить, что если вы используете в издании условные обозначения, имеющие своей целью отграничение рекламной информации от других материалов, содержащихся в издании, то вы должны приводить их расшифровку в каждом номере своей газеты;
• рекламирование винно-водочных изделий крепостью более 15 градусов (нарушается ст. 17 упомянутого закона РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» № 18-ФЗ от 7 января 1999 г.), что вообще не должно распространяться в средствах массовой информации;
• размещение рекламы винных изделий крепостью менее 15 градусов без использования не менее половины рекламной площади «для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации» (нарушение той же ст. 17 закона, приведенного в предыдущем параграфе);
реклама табачных изделий на первой и последней полосах газет, без предупреждения о вреде курения – не менее чем на 5% рекламной площади (нарушение закона «О рекламе» ст. 16, п. 1). Поэтому газеты дают в рекламных модулях, рекламирующих табачные изделия, строку: «Минздрав предупреждает: куренье вредит вашему здоровью». Именно это предупреждение должно занимать не менее 5% от площади рекламного объявления.
автор Богачева О. С.
ПРОДАЖА РЕКЛАМНЫХ ПЛОЩАДЕЙ В ГАЗЕТАХ
Москва: Аспект Пресс, 2002.