Маркетинг или реклама? Отделы маркетинга или рекламные агентства? Соперники или партнеры? - Организация маркетинговой деятельности: отделы маркетинга, рекламы и продаж - реклама и маркетинг
04 Май 2007 Пт 10:06 Маркетинг или реклама? Отделы маркетинга или рекламные агентства? Соперники или партнеры?
МАГИЯ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЯ?
Управление маркетингом - сложный и многоэтапный процесс. В нем неизбежно распределение задач между специалистами в узких областях. Возникает проблема стыков, через которые без искажений должны передаваться смыслы конечных целей и задач. Порою легче выполнить этап самому, чем объяснять коллеге, что от него требуется. Эти трудности постоянно порождают желание "замкнуть все на себя" и избавиться от проблем кооперации. Так появляются слоганы, придуманные директором, макеты, изготовленные маркетологом, наименования, созданные группой товарищей. Так схлестываются в битве за влияние на заказчика газетные отделы продаж с дизайн-студиями, исследователи с креаторами, консультанты с аналитиками. Соперничество между профессионалами - это хорошо. Чем острее конкуренция, тем здоровее выжившие. Плохо, если профессиональная конкуренция заменяется соревнованием между "физиками" и "фокусниками".
Сказки с былью
- Ась? Как вы сказали? Гравитация!? И зачем такие непонятные слова? Вы же видите - висит девушка, и никакой гравитации, как вы изволили выражаться! Люди хотят летать. Хорошие деньги за это платят. А вы им - аэродинамика, закон тяготения... Скука! Жить не умеете.
Вам не приходилось сталкиваться с такой магией? А когда исследователи говорят заказчику:
- "Да чего вы этих проектировщиков слушаете? Они такие сложные! Голову только морочат своими бизнес-стратегиями да сегментациями. И ценник у них - сами знаете! А мы вам по нашей проверенной выборке пройдемся, интересующие вас вопросы зададим, и точно будете знать сколько процентов народа чем интересуется. И денег в два раза меньше возьмем." Не напоминает фокус с победой над гравитацией?
А с таким не приходилось встречаться?
- "Да чего вы этих исследователей слушаете? Они такие сложные! Голову только морочат своими генеральными совокупностями да целевыми группами. И ценник у них - сами знаете! Да мы вам таких креативных идей напридумываем - и бабушки, и девушки - все только и будут о вас говорить. И не придется тратить деньги на всякие исследования." Согласитесь, похоже.
А вот еще пример.
- "Да чего вы этих креаторов слушаете? Они такие сложные! Голову только морочат своими архетипами да симметриями. И ценник у них - сами знаете! Да мы вам макет бесплатно сделаем, и в нашей многотиражной газете прямо завтра разместим. Со скидкой! Миллион человек про вас узнают - отбоя не будет. И не придется деньги платить за лист бумаги да всякие идеи."
Быль без морали
Если такие "фокусы" вам видеть не приходилось, вы счастливый человек. Мне, к сожалению, постоянно приходится сталкиваться с примерами и аналогичными приведенным, и множеством их вариаций.
Заметим, что всякий раз вопрос ставится не иначе как "мы или они". Доводы категоричны, а предлагаемые варианты не оставляют коллегам ни "пяди земли". Может я сгущаю краски?
Хочется в это верить. Особенно, если коллеги приведут примеры того, как аналитики выработали маркетинговые гипотезы, сделали качественную постановку исследований, как затем исследователи провели серию измерений, опровергли ряд гипотез и подтвердили другие, как креаторы, в свою очередь, создали талантливые базовые тексты и визуальные образы, ориентированные на заданные целевые группы, и наконец, рекламисты изготовили рекламные средства в точном соответствии с заданиями и запустили их в СМИ по качественному медиа-плану.
А пока, клиентам "показывают фокусы", и результаты магии в маркетинге множатся. Они видны повсюду:
- на перетяжках, вещающих "нам столько лет!"
- на витринах, соревнующихся величинами скидок
- на вывесках, усердствующих в размножении "миров" и "планет"
- в урнах, набитых листовками после очередных промо акций
- в провинциальных видеороликах "у нас для вас"
- в слоганах типа "полноценная еда для увлеченных людей"
Вы ждете, когда же я выдам рецепт? Так его нет у меня. Вся надежда - на коллективный разум :-) Высказывайтесь!